Питейный сервис в России начала 20 века. Качество и сорта водки. Качество винных изделий. Винная реклама и ресторанные правила, страница 2

Менделеев обнаруживал в водке целительную силу, очищающую организм от шлаков и токсинов, отменный регулятор процесса пищеварения при традиционных особенностях русской кухни. Поэтому в начале 20 в. в простонародье водку называли «огонь здоровья». Усилиями Менделеева была создана классическая русская водка «Московская особая». В 1904 г. она была зарегистрирована как национальный продукт.

Вода для водочного производства в России начала 20 в. бралась лишь в строго установленных местах. В Москве в производство шла только вода из верховьев Москвы-реки, Клязьмы и Невы. Московская вода имела мягкость 2 мг/жв, невская – 4 мг/жв.

Под руководством Менделеева над проблемами водочного производства работали выдающиеся отечественные ученые профессора Н. Д. Зелинский, М. Г. Кучеров, А. А. Вериго, А. Н. Шустов, А. Н. Грацианов. Для придания мягкости водке некоторые производители использовали поташ и уксусный калий, что вредно сказывалось на здоровье потребителя. Поэтому было предложено заменить вредные ингредиенты питьевой водой. Однако, реализовать это предложение удалось лишь в советское время.

Ученым физиологом Н. Воловичем было исследовано, что при дозе 20 грамм спирта (50 грамм водки) организм не испытывает негативных последствий, а наоборот вызывает стимулирующие очистительные процессы. Потреблять такую дозу алкоголя даже необходимо в качестве профилактического действия осенью, зимой и в сырую погоду. Потребление водки свыше 150 г в сутки вредно, а более 250 г – просто опасно.

2. Широкое распространение в России имела практика подделки вин. Русские виноделы стремились копировать иностранные образцы и к началу 20 в. 8% российских виноградных вин были близкими к натуральным, остальные – подделки. Например, портвейн (70 коп. за бутылку) имел следующий рецепт изготовления: 17 ведер белого крымского вина, ведро сахарного сиропа, полведра заграничной малаги и полтора ведра хлебного спирта. Этой смесью выполаскивали бочки из-под настоящего портвейна и на этом производство русского псевдопортвейна завершалось. Для придания полного внешнего сходства с оригиналом использовались различные химические красители, например, каменноугольная сосна. Закон о фальсификации вин разрабатывался в государстве 15 лет и был принят в 1914 г.

Наиболее крупным российским производителем вин являлась образованная в г. Алуште фирма Токмакова и Молоткова. Но основную часть виноградного вина производили не крупные компании и даже не государство, а мелкие хозяева. Виноделие было особенно развито в крестьянских хозяйствах Южного Приднестровья и Кавказа.

По установленным в России ценам, бутылка шипучего вина стоила            1 руб. 40 коп., любого другого – 45 коп.

Согласно замысла государства, водку и другие спиртосодержащие суррогаты на столе русского человека должно было заменить виноградное вино. Однако филантропические намерения власти расходились с интересами Министерства финансов, которое стало чинить безакцизному виноделию всевозможные препятствия. В результате вместо предполагаемого развития винного производства происходил его регресс.

С введением винной монополии сократилось число трактиров, но стало больше пивных. Так в Екатеринбурге в конце 19 в. насчитывалось 32 пивные лавки, а к 1914 году – уже 148.Объяснялся рост пивного бизнеса просто: в отличие от виноградного вина пиво облагалось акцизом. Местным властям были не выгодны безакцизные винные продажи, и их место занимали пивные.

3. Одним из приемов винной рекламы являлась информация об элитарности напитка. Высшим критерием служило указание о поставках его различным монаршим дворам. Например, на этикетке поставляемого в Россию реймского шампанского «Шарль Гейдсин» сообщалось, что оно поставляется ко двору короля Великобритании, императора Австро-Венгрии, императора Германии, короля Швеции и Норвегии, королевы Нидерландов, герцога Саксон-Веймарского. Любому обывателю глядя на такую этикетку хотелось попробовать вино, которое пьют царственные особы.