исторически определенной формой эстетической деятельности. Ему предшествовали ремесло и прикладное искусство.
3. Под формообразованием продукции дизайна понимают осуществление по законам социальной целесообразности, пользы, красоты, прочности и экономичности художественного конструирования изделия (товара).
Форма (лат. forma – форма, вид, образ) имеет несколько смысловых значений. В философском аспекте эта структура, внутренняя организация, способ существования предметов. В дизайне под формой понимают выражение или внешнее проявление структуры изделия или комплекта вещей. Форма имеет также определенный психологический смысл как система символов и знаков, несущих соответствующее содержание, информацию, например, о свойствах и качестве товаров.
Форма более устойчива, чем содержание, менее подвижна и отстает от развития содержания, стареет и вступает с ним в противоречие. В результате старая форма сменяется новой и содержание получает возможность для своего дальнейшего развития.
Создавая новую форму, дизайнер учитывает обычно 3 ее аспекта: функциональный, конструктивный и эстетический. Учет их зависит от назначения изделия, от доминирующих, определяющих требований для данного товара.
Развитие формы носит циклический характер. Она зарождается, проходит высшую стадию развития и исчезает, т. к. ее компоненты (цвет, фактура материала, декор и др.) имеет кратковременные тенденции. Если данная форма исчезает, то вместо нее появляется другая, с новым содержанием и только редкая форма сохраняется на протяжении длительного исторического периода.
Композиция (лат. compositio – расположение, составление, соединение) – искусство группировать элементы и свойства конструируемого предмета, изделия, продукта для достижения его целостной и выразительной формы. Конструируя, дизайнер наделяет свое изделие функциональным, техническим, вкусовым и эстетическим содержанием – красотой, гармонией, соразмерностью частей и объемов целого.
В зависимостей от особенностей строения формы различают 2 вида композиции:
- плоскостная (композиция на плоскости) представляет собой такое сочетание элементов формы, размеры которых зрительно могут измеряться в 2-х направлениях – горизонтальном и вертикальном;
- объемная композиция (объемно-пространственная) характерна для форм с 3-мя размерами: высотой, шириной, глубиной.
При композиции могут быть применены принципы одинаковости, подобия и разнообразия. Каждый принцип используется в отдельности или в сочетании с другим.
Стиль (лат. stilus, stylus, греч. stylos) – это исторически сложившаяся, относительно устойчивая общность признаков образной системы, средств и приемов художественного выражения (декор), обусловленная единством идейного содержания искусства. Эта общность проявляется одновременно во всех стилях искусства (архитектуре, живописи и др., а также в предметах труда и быта, в костюме и вытекает из экономический, политической и психологической жизни общества).
Жизнь стиля продолжается иногда 3 – 5 веков (античный, готический). Стиль не создается сознательно, но зависит от закономерного движения, диалектического развития созидания и разрушения. В начале развития и сложения стиля царствует прикладное искусство, а затем могут получать предпочтения и другие виды искусства (архитектура, живопись, скульптура
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.