В предыдущих лекциях рассматривались теории международной торговли товарами, и при этом предполагалось, что факторы производства немобильны в международном масштабе. Однако, за исключением земли, факторы производства в реальности более или менее мобильны. Именно на таком допущении и будет построено изложение настоящей лекции, которая посвящена международной миграции рабочей силы, а также международной мобильности капитала и связанной с ней деятельности международных монополий.
Миграция рабочей силы – это перемещение трудовых ресурсов между национальными хозяйствами, вызванное причинами экономического и иного характера. Въезд трудоспособного населения в страну из-за ее пределов называется иммиграцией, выезд – эмиграцией, а разницу между иммиграцией и эмиграцией представляет собой миграционное сальдо. Основными экономическими причинами трудовой миграции являются:
1) межгосударственные различия в оплате труда;
2) изменение спроса и предложения на низкоквалифицированную или высококвалифицированную рабочую силу;
3) вывоз капитала, приводящий к перемещению ресурсов;
Среди причин внеэкономического характера следует назвать: политикоправовые, демографические, религиозные, национальные, культурные пр.
Использование иностранной рабочей силы в настоящее время становится важным элементом нормального функционирования всего мирового хозяйства и отдельных стран. Направления миграционных потоков постоянно меняются вслед за изменениями экономических условий. Можно выделить следующие направления миграции рабочей силы.
1. Миграция из развивающихся стран в развитые. Центрами притяжения рабочей силы всегда были и остаются страны с относительно более высокими душевыми доходами.
2. Миграция в рамках промышленно развитых стран. Эта миграция связана в большей степени с неэкономическими факторами, чем с экономическими.
3. Миграция рабочей силы между развивающимися странами. Главным образом это миграция между азиатскими «новыми индустриальными странами» и богатыми нефтедобывающими странами арабского мира, с одной стороны, и иными развивающимися странами – с другой. В первую очередь она обусловлена более высоким уровнем заработной платы в странах импортерах рабочей силы.
4. Миграция рабочей силы из промышленно развитых стран в развивающиеся. Это сравнительно небольшой поток квалифицированной рабочей силы из Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины такой миграции как экономические (высокая заработная плата преподавателей, инженеров, врачей и т.д.), так и неэкономические (сменить климат, реализовать свои возможности, посмотреть мир и пр.).
Миграция оказывает влияние на экономику и социальную сферу стран-импортеров и стран-экспортеров рабочей силы. Последствия миграции для экспортирующей страны могут заключаться в сокращении расходов государства на обучение, здравоохранение и другие расходы социального характера, которые покрываются для эмигрантов другими странами; благоприятны для платежного баланса страны переводы из-за рубежа эмигрантов своим родным и близким, оставшимся на родине; эмиграция может ослабить социальную напряженность в стране, где есть безработица. Негативным последствием для некоторых стран-экспортеров является «утечка умов», т.е. отъезд из страны наиболее квалифицированных специалистов, в первую очередь ученых и программистов. Страна, импортирующая рабочую силу, может получить в лице иммигрантов готовых квалифицированных специалистов, т.е. сэкономить на их образовании и профессиональной подготовке; иностранные рабочие стимулируют рост производства в стране-импортере, предъявляя дополнительный спрос на товары и услуги; с другой стороны, приток иммигрантов требует от государства дополнительных социальных расходов из бюджета; приехавшие мигранты могут увеличить напряженность на рынке труда, социальную напряженность, межнациональные конфликты. Таким образом, последствия миграции весьма противоречивы и с ростом потоков мигрантов становятся все более ощутимыми для стран. Вследствие этого перемещение трудовых ресурсов необходимо регулировать с целью уменьшения негативных последствий миграции для стран в целом и для мигрантов в частности.
Регулирование трудовой миграции осуществляется на национальном уровне (в рамках отдельных государств) и на международном (на уровне международных организаций). Каждая страна вправе определять собственную миграционную политику
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.