Вскрытие и подготовка рудных месторождений. Курс лекций / сост. Ю.Л.Минаев, страница 2

14. специальные вентиляционные, закладочные и дренажные выработки общешахтного значения,

15. скважины общешахтного значения (вентиляционные, дегазационные, дренажные, водоотливные, кабельные, лесоспускные и другие)

Вскрытие может быть осуществлено  вертикальными скиповыми,  клетевыми или скипо-клетевыми стволами, наклонными конвейерными стволами, автомобильными спиральными съездами, штольнями.

Правила безопасности и требования, предъявляемые к вскрытию месторождений при подземной их разработке.

ЗАЗОРЫ МЕЖДУ ПОДВИЖНЫМ СОСТАВОМ

И СТЕНКАМИ ВЫРАБОТКИ

А. Электровозный транспорт руды

ЕПБ п. 46. Все горизонтальные выработки, по которым производится транспортирование грузов, должны иметь на прямолинейных участках расстояния (зазоры) между крепью и или между размещённым в выработках оборудованием и трубопроводами и наиболее выступающей кромкой габарита подвижного состава не менее 0,7 м ( свободный проход для людей), а с другой стороны не менее 0,25 м при деревянной, металлической и рамных конструкциях железобетонной и бетонной крепи и 0,2 м – при монолитной бетонной, каменной и железобетонной крепи. Указанная ширина свободного прохода для людей должна быть выдержана по высоте выработки не менее 1.8 м.

Ширина междупутья ( расстояния между осями двух параллельных нрямых путей) должна быть не менее 0, м по наибольшим  габаритам электровоза (вагонетки).

ЕПБ п. 47. В двухпутевых выработках в местах, где производится сцепка и расцепка вагонеток, маневровые работы у капитальных погрузочных и разгрузочных пунктов (бункеров, рудоспусков, породоспусков), а также в однопутевых околоствольных выработках клетевых стволов (грузовая и порожняковая ветви) расстояние от крепи или размещаемого в выработках оборудования и трубопроводов до наиболее выступающей кромки габарита подвижного состава должно быть не менее 0,7 м с обеих сторон выработки. Не допускается устройство в двухпутевых выработках проходов для людей между путями.

Во всех выработках в местах посадки людей в пассажирские поезда по всей длине поезда должен быть свободный проход шириной не менее 1 м.

Б. Конвейерный транспорт руды

Свободные проходы для людей на всём протяжении выработки должны устраиваться с одной и той же стороны.

В. Самоходный транспорт руды

■  При устройстве пешеходной дорожки высотой 0,3 м и шириной 0,8 м  или при устройстве ниш через 25 м зазор со стороны свободного прохода для людей может быть уменьшен до 1 м. Ниши должны устраиваться высотой 1,8 м, шириной 1,2 м, глубиной 0,7 м.

■  В погрузочно-доставочных выработках очистных блоков, предназначенных для погрузки и доставки её к транспортной выработке, в выработках, находящихся в проходке, а также в подэтажных выработках, предназначенных для бурения шпуров и скважин в очистных забоях, при скорости движения машин, не превышающих 10 км/час и при исключении возможности нахождения в таких выработках людей, не связанных с работой  машин, должны приниматься зазоры не менее 500 мм с каждой стороны.

■  Радиус поворота транспортных выработок принимают в зависимости от типа и назначения выработок и условий эксплуатации машины

Вспомогательные выработки, не используемые для транспортирования длинномерных грузов

15 м

10 м

Вентиляция рудника и вскрывающих выработок

ЕПБ п.109. Количество воздуха, необходимого для проветривания выработок, должно рассчитываться:

1.  по наибольшему числу людей, занятых одновременно на подземных работах  ( количество воздуха, рассчитываемого по числу людей, должно быть не менее    6 м 3 / мин на каждого человека, считая по наибольшему числу одновременно работающих людей в смену);

2.  по ядовитым и взрывоопасным газам;

3.  по пыли;

4.  по газам от взрывных работ 

5.  по вредным компонентам выхлопных газов от применяемого оборудования с двигателями внутреннего сгорания (в выработки, где работают машины с двигателями внутреннего сжигания (ДВС) должно подаваться свежего воздуха  для дизельных двигателей не менее 6,8 м3./мин на 1 кВт ( или 5 м куб/мин на 1 л.с.) и не  менее 7,96 м 3/мин на 1 кВт  (6 м 3/мин  на 1 л.с.) для бензиновых двигателей ).

К учёту принимается наибольшее количество воздуха, полученного по вышеуказанным факторам.

Сечение выработки в свету должно быть проверено по допустимой  скорости движения воздуха.

           ЕПБ п. 111.  Скорость движения струи воздуха в очистных забоях при температуре до 20 0 С должно быть не ниже 0,5 м/с, в подготовительных и нарезных выработках в проходке не ниже 0,25 м/с.

Скорость движения струи не должна превышать следующих норм:

а) в очистных и подготовительных выработках – 4 м/с ;

б) в квершлагах, вентиляционных и главных откаточных штреках, капитальных бремсбергах и уклонах – 8 м/с;

в) в остальных выработках – 6 м/с;

г) в воздушных мостах (кроссингах) и главных вентиляционных штреках – 10 м/с;

д) в стволах, по которым производится спуск и подъём людей и грузов – 8 м/с;

е) в стволах, служащих только для подъёма и спуска грузов – 12 м/с;

ж) в вентиляционных стволах, не оборудованных подъёмом, а также в вентиляционных каналах –15 м/с;

з) в вентиляционных скважинах и восстающих, не имеющих лестничных отделений – скорость не ограничивается.

Температура воздуха в подготовительных, очистных и других действующих выработках не должна превышать 26 0 С.

Вскрытие автомобильными уклонами.

Автомобильный дизельный транспорт руды в последние годы находит широкое применение на отечественных и зарубежных рудниках. Автомобильные уклоны ( спиральные или ломаные ) проходят под углом 10 – 120, как правило однопутевыми. Таким образом, при вскрытии месторождения необходимо проходить два параллельных автоуклона (для грузового и порожнякового автотранспорта) сечение обеспечивающим беспрепятственное удаление выхлопных газов из рудника ( 6 м 3 на 1 л.с. бензинового двигателя ). Технико-экономический анализ работы автомобильного транспорта при транспортировании руды из шахты по автоуклонам показал, что предельная глубина разработки месторождений составляет 500 м ( рудник «Северный» комбината Печенганикель ).