Технологии делового общения. Структура делового общения

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Психическая саморегуляция осуществляется посредством внутренней компетентности, обоснованной уверенностью в наличии внешних и внутренних ресурсов для достижения поставленных целей.

Для налаживания эффективной коммуникации надо стремиться владеть всеми состояниями. Суть транзактного анализа состоит в сканировании собственного состояния, анализе состояния партнера для выбора определенной стратегии поведения с учетом конкретной ситуации и поставленной коммуникативной задачи.

Единичные акты обращения одного человека к другому называются транзакцией. Э.Бэрн выделял несколько видов транзакций.

  1. Взаимодействие длится сколь угодно долго, если транзакции параллельны, т.е. участвуют всего два взаимодополняющих эго-состояния

Р              Р                         Р              Р

В   ↔       В                        В             В

Д             Д                        Д             Д

А                    Б                                   А                    Б

Рис.1                                                                                                              Рис.2

Пример (рис.1) параллельной транзакции, когда оба партнера в состоянии Взрослого. А: Вы отправили факс? Б: Да, пол часа назад.

Пример (рис.2) параллельной транзакции, когда один партнер «А» находится в состоянии Родителя, «Б» - в состоянии Дитя.

А: Сколько еще раз я должен вводить вас в курс дела?

Б: Простите, повторите, пожалуйста, еще раз.

Нить беседы в параллельных трансакциях не теряется, но транзакция не обязательно может быть конструктивной.

2. Пересекающиеся трансакции возникают тогда, когда в ответ на обращение происходит активизация не того эго-состояния, к которому был обращен первоначальный стимул. Такие трансакции часто делают дальнейшее общение по поводу первоначальной темы невозможным из-за сопровождающего их ощущения непонимания собеседниками друг друга, что в конечном итоге приводит к конфликту.

А. Руководитель в жесткой родительской манере: «Где тебя носит в рабочее время?»

Б. Подчиненный: «Вам как руководителю следовало бы быть более вежливым» (Рис.3).

Р              Р

В             В

Д             Д

А                    Б

Рис.3

В такой ситуации общение Стоит отложить, или изменить собственное состояние на параллельную транзакцию, с последующим переводом партнера в позицию Взрослого.

А. Сотрудница начальнику: Не могли бы вы мне сказать, как я должна это делать? (речь идет о работе, которая уже выполнялась). Стимул из «детского» эго-состояния обращен к позиции Родителя.

Б. Начальник (дружески): В прошлый раз вы неплохо справились (параллельная транзакция Родитель-Дитя). Как вы считаете, с чего можно начать? (Перевод на уровень Взрослого) (Рис.4).

Р              Р

В             В

Д             Д

А                    Б

Рис.4

Более сложными являются скрытые трансакции. То, что

произносится Э.Берн называет социальным уровнем, скрытое (то. что подразумевается) - психологическим уровнем. Последнее, чаще всего, выражается в интонации, положении тела, во взгляде и т.д.

Пример скрытой транзакции руководителя «А» и подчиненного «Б». Внешне это выглядит как взаимодействие на уровне Взрослый - Взрослый, на психологическом уровне стимул «А» из состояния критикующего Родителя, реакция - Ребенка (интона-Чия раздражения).

Социальный уровень:

А: Вы выполнили задание?

Б: Да, сейчас как раз заканчиваю.

Психологический уровень:

А: Какая вы медлительная.

Б: Знаете, что, оставьте меня в покое. Почему вы вечно меня подгоняете?

Показателем эффективности является не только осознавание позиции, понимание ситуации, но и адекватный стиль действия в ней. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический.

перцептивная сторона общения

Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов; других людей, самих себя, групп и пр. Познание партнера по общению начинается с восприятия его физических характеристик, его манеры поведения, формирования представлений о его намерениях, мыслях, способностях, эмоциях, установках и на этой основе

Похожие материалы

Информация о работе