социологии в России предшествовали те же предпосылки, что и в странах Запада: развитие капиталистических отношений и достижения в естествознании. Поэтому не случайно одним из основных в России, как и на Западе, стало позитивистское направление социологии. Наиболее крупным его представителем был М.М. Ковалевский (1951-1916). Его взгляды складывались под непосредственным воздействием идей О.Конта и Г. Спенсера; с последним русский социолог был лично знаком. Ковалевский близко знал К.Маркса и Ф. Энгельса, но не воспринял их идеи, оставаясь под влиянием социологического позитивизма. В 1910 г. в своем двухтомном труде «Социология» он изложил основные идеи своей позитивистско-ориентированной генетической социологии. Ковалевский считал основным методом социологии сравнительно-исторический, используя который наука сможет, по его мнению, решить проблему происхождения и развития общественной жизни и социальных институтов. Его волновали вопросы социального прогресса, сущность которого он усматривал в развитии солидарности как универсального средства сближения классов, социальных групп, народов, государств. Ковалевский задачу социологии видел в исследовании механизмов солидарности, ее сущности форм и видов. Делая акцент на солидарности, он негативно относился к революции как ускорителю общественного прогресса. Революцию он считал патологией, а систему продуманных реформ – необходимым благом. Исследователи социологического наследия М.М. Ковалевского отмечают, что для его творчества был характерен подход к общественным процессам и явлениям с абстрактно-гуманистических позиций. Он отрицал односторонний детерминизм в объяснении социальных явлений и утверждал полипричинное объяснение социальных явлений, согласно которому социальные изменения обусловлены постоянным процессом социальных взаимодействий и взаимовлияний и, таким образом, не существует единого определяющего социального фактора. Изучение генезиса этих взаимодействий и составляет задачу социологии.
Другое течение в российской общественной мысли – религиозно-консервативное – было наиболее ярко представлено Н.Я. Данилевским (1822-1885). Оно явилось первым в истории антиэволюционистской модели общественного прогресса. В своей книге «Россия и Европа» (1869г.) Данилевский разработал теорию культурно-исторических типов, носивших обособленный, локальный характер. В своем развитии они проходят три этапа: юность, зрелость и старость. Из совокупности исторических явлений Данилевский выделил «полноценные» культурно-исторические типы: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийско-халдейский или древнесемитский, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитский или аравийский; и два американских типа: мексиканский и перуанский, погибших «насильственной смертью» до завершения цикла развития. Главным критерием выделения типов является языковая близость, а сам культурно-исторический тип понимается как сочетание психоэтнографических, антропологических, социальных, территориальных и других признаков. Из описанных типов самым перспективным Данилевский считал «славянский». Этот тип наиболее ярко представлен в русском народе. Славянским народам присуща «прирожденная гуманность». Эта отличительная черта русского народа проявляется и в самом образе его исторических действий.
По расчетам Данилевского, европейская цивилизация уже вступила в фазу органического умирания, напротив, создание условий для исторического развития «молодого» славяно-русского культурно-исторического типа – важнейшая историческая задача России. Идеи славянофильства Данилевский доводил до крайне консервативных выводов, призывал к борьбе русского народа и Российского государства с другими народами для утверждения «славянского» типа. Неслучайно либеральные социологические критики (Н.К. Михайловский, Н.И. Кареев, Вл.С. Соловьев) усмотрели в учении Данилевского отход от гуманистических традиций
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.