рабовладельческие производственные отношения были более развиты, чем в Древней Греции. Идеологом римских рабовладельцев, хозяйства которых были связаны с рынком, был Катон Старший (234-149 гг. до н.э.). В сочинении «О земледелии» он обосновал преимущества сельского хозяйства по сравнению с другими отраслями экономики. Он доказывал, что доход от земледелия самый чистый, самый верный и не вызывает зависти. Он призывал побольше продавать и поменьше покупать, но продавать можно было лишь излишки, а покупать только то, что не могли произвести сами. Его идеалом было высокоинтенсивное хозяйство, основанное на эксплуатации рабского труда. Катон высказал ряд советов, направленных на повышение его доходности. Экономическую мысль Древнего Рима больше всего волновал вопрос о повышении эффективности использования рабского труда. Катон советовал использовать и материальные и моральные стимулы. Другие видные деятели Колумелла и Варрон также обосновывали достоинства сельского хозяйства и осуждали переселение римлян в городские стены. В отличие от Катона Варрон советовал сочетать земледелие с животноводством. Он выступал за усиление эксплуатации рабов, но понимал политическую опасность рабства и призывал не допускать скопления в имениях большого скопления рабов одной национальности.
Другой серьезной экономической проблемой Древнего Рима была концентрация земельной собственности в руках знати и обезземеливания значительной части крестьянства. Также вставал вопрос о стоимости земли. Почему та или иная земля отличалась ценой от другой? Экономическая мысль приходила к выводу, что чем ближе земля к рынку сбыта, тем выше цена на нее.
К 3 веку господствовала христианство, как государственная религия. Основные достижения экономической мысли смотрели на вопросы экономики сквозь доктрину христианства. Хозяйственная жизнь рассматривалась с точки зрения ее богословского характера. Основными центрами были монастыри. Наиболее видными идеологами экономической мысли были Фома Аквинский и Блаженный Август.
Произведения Блаженного Августа называются «Исповедь» и «Град Божий». Его волновал вопрос о справедливой цене. В том случае когда экономика носит натуральный характер, то какую тогда назначать цену. Справедливая цена товара, по его мнению, равнялась затратам на его производство +небольшой надбавок для достойного существование его производителя. Б.А. осуждал накопление золота и серебра и осуществление ростовщического процента. Деньги он рассматривал только как что-то, служащее для обмена товарами. Он допускал возможность в виду отсутствия конкуренции многократное увеличение цены. Настаивал на том, что наценка должна быть достаточной для обеспечения достойного существования торговца, но не более того. Главным достижением считается его мысль о том, что вид труда ни в коем случае не должен влиять на социальный статус. Таким образом, физический труд приравнивался умственному труду.
Основное произведение Фомы Аквинского называется «Сумма теологии». Его также волновал вопрос о справедливой цене. Для него также цена товара равнялась издержкам его производства надбавок. Но надбавок мог быть разным. Для христианина он должен быть небольшим, для церкви другим. Конечная цена зависит от социального статуса производителя. Богатство со времен Августина рассматривалось как совокупность материальных благ, т.е. в натуральной форме, и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемым для этого трудом. Фома Аквинский же делил богатство на естественное (земля) и искусственное (золото, серебро). Естественная не осуждала и приветствовалась. А бесчестное приумножение золота и серебра, считавшихся по природе своей «искусственным богатством», не могло соответствовать нравственным и прочим нормам общества. Меняется благодаря Ф.А. отношение к ростовщическому проценту. Признается его роль в активном развитии торговли. Оправдывается возможность процента как плата за риск, компенсация за упущенную выгоду. Но оправдывалось только кредитование проектов, просто ростовщичество (просто дать взаймы) осуждалось. Анализируя обмен, Фома Аквинский приходит к выводу, что условия обмена лишь тогда нарушаются, когда вещь поступает на пользу одному и другому в ущерб. Ф.А. хоть и признает, что монеты имеют внутреннюю стоимость, государство, тем не менее, вправе допускать
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.