Моделирование рыночного равновесия. Понятие рыночного равновесия производственной системы

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Моделирование рыночного равновесия

1.   Цель: Ознакомиться с понятием рыночного равновесия производственной системы, принципами построения графиков спроса и предложения, нахождения оптимальных значений величин модели, получить практические навыки программирования в среде Mathcad.

2.   Краткая теория: На рынке товара (услуг) постоянно совместно существуют разные производители, появляются новые, разоряются или теряют свою долю рынка другие. Производителями могут быть как крупные, диктующие свои права на рынке, так и мелкие фирмы, подстраивающие свое предложение под спрос потребителей. Количество и соотношение мелких и крупных производителей на рынке товара (услуг) может быть различно, но общий объем продажи товара остается неизменным (что объясняется демографической и экономической ситуацией в регионе, покупательской способность и потребностью в товаре населения). Итак, производитель не может продать товара больше, чем его может потребить рынок. В условиях конкуренции каждая фирма стремится как можно больше произвести и продать товара и, в конце концов, достигнет определенной доли от общего объема продаж. Производителя (в большей степени мелкие фирмы) интересует спрос, существующий на его товар (услугу) на рынке, чтобы подстроить предложение под потребности населения в товаре (услуге).

Спрос связан с потребностями покупателей, но чтобы эта потребность была учтена рынком, она должна стать платежеспособной потребностью. Другими словами, спрос определяется, в основном, тем, что способен купить человек в данной ситуации. Кривая спроса  характеризует зависимость объема спроса на товар от его цены. Функция спроса является монотонно убывающей, так как максимальная цена при покупке большего количества товара всегда снижается.

Как в случае со спросом, одного желания и возможности произвести товар и доставить его на рынок не достаточно. Предложение возникает только тогда, когда продавец будет готов произвести сделку по продаже данного товара. Функция предложения является монотонно возрастающей, так как чем больше цена товара, тем большее его количество готово произвести предприятие с целью увеличения своей прибыли. Реально функция предложения может быть ограничена сверху, так как выпуск продукции ограничен производственными мощностями.

Если вычертить кривые спроса и предложения в одной системе координат (рисунок 1), то можно увидеть как функционирует рынок. В результате всё рыночное пространство будет разделено на четыре сектора.

В первом секторе сосредоточены цены выше максимальной для покупателей и ниже минимальной для продавцов. Заключать сделки нет заинтересованности ни у кого.

Во втором секторе появляется односторонняя заинтересованность продавцов. Эта зона называется зоной возможных продаж, но покупка таких количеств по таким ценам невозможна.

В третьем секторе наблюдается обратная картина. В подобных низких ценах заинтересованы лишь покупатели.

Четвертый сектор представляет собой зону совпадения интересов продавцов и покупателей. Любая точка этой зоны символизирует условия возможной сделки. Однако эти условия будут разными.

В точке А на пределе своих возможностей находится покупатель

Похожие материалы

Информация о работе