При болезни ограничения (патофизиологические и патоанатомические нарушения) внутри человеческого организма, тогда как измененные условия существования стесняют жизнь человека внешними, средовыми факторами. Закономерности и этого ограничения (стеснения) вытупает как категория необходимости, познание которой обязательно для обретения свободы в новых для человека условиях. Больной приспосабливается к болезни как к необычной для него среде, формирует новые отношения.
Положительное влияние психики на течение, исход и эффективность лечения прямо зависит от адекватности личностных отношений к проявлениям патофизиологических и анатомических нарушений. Только правильно оценив реальную степень свободы, больной может рационально пользоваться теми возможностями, которые у него остались. Осознание болезни входит как часть в интегративную структуру "Я" заболевшего и зависит от интеррецептивных сигналов, интеллекта, эмоциональности, общего тонуса и высших интегративных процессов Е.К.Краснушкина. По аналогии с измененными условиями существования отношения могут быть адекватными (больной правильно и достаточно полно понимает характер болезни, перспективы и пути излечения, значение симптомов, возможные степени активности) и неадекватные.
Клинически важно различать различные варианты неадекватного отношения к болезни. В сознании заболевшего это событие может совсем не отражаться, недооцениваться, переоцениваться и неправильно оцениваться. Если в сознаниибольного представление о болезни вовсе отсутствует, говорят об анозогнозиях, если сознание болезни недостаточно - о гипогнозиях. Отношение к болезни и лечению формируется под влиянием всей системы личностных отношений больного, сформированной в предыдущей жизни больных. Эта медико-психологическая закономерность отчетливо проявилась в исследованиях американского социолога Шпигеля, где отношение к болезни-лечению, характер предъявления жалоб и анамнеза значительно отличались у разных социальных групп. Для американца бизнесмена обращение к врачу - деловой акт, в нем он ищетпомощи, а не утешения. Жалобы больной излагает только по требованию врача для уточнения диагноза. В отличие от этого, американцы итальянского происхождения относятся к болезни как к горю.
Жалобами, стонами они привлекают к себе внимание медицинского персонала и родственников.
Разграничение психологического (свойтвенного здоровому человеку), невротического и психопатического отношений к болезни не только медико-психологическая, но и клиническая задача военного врача. Помогает разграничению учета структуры отношений, психического состояния и личности в целом. Недостаточная культура, общая неразвитость, инфантилизм обуславливают психологический уровень анозогнозии. К психологическому уровню относятся также кратковременная, легко устраняемая в беседе с врачом фиксированность на соматических функциях у лиц с чертами тревожно-мнительного характера.
В отличие от легкого отказа от необоснованных подозрений наличие заболевания при психологической неадекватности для невротического уровня типичны навязчивые мысли о воображаемой болезни. Понимая их нелепость, болезненность, необоснованность, больной все же не может подавить эти невротические переживания. Психотический уровень прежде всего характеризуетнеподдающаяся коррекции болезненная убежденность (ипохондрический бред) в наличии соматического заболевания, отсутствие сознания болезни при эйфории (маниакальный синдром) или при эмоциональной тупости (шизофрении). Разубеждение в тяжести заболевания и наличие болезни радует больного с симптомами навязчивости, но возмущает и не переубеждает при ипохондрическом бреде.
Демонстрируется больной с испохондрическим синдромом.
Показывается значение неадекватных отношений личности к соматической болезни для формирования ипохондрического синдрома. На примере ипохондрического синдрома демонстрируется рассогласование объективных признаков болезни (внешней картины болезни) и отражения ее в сознании больного внутренней картины болезни. Намечаются пути психологической коррекции неадекватного отражения болезни в сознании больного.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.