Применение проективных и непроективных методов в психогигееническом исследовании личности.
В настоящей работе рассматриваются некоторые недостатки и преимущества методов исследования личности, а также предлагается изменить существующую схему обследования.
В большинстве своем многие исследователи предпочитают для изучения свойств психики непроективные методики (личностные опросники), такие как тест MMPI, опросники Айзенка и Кеттела... В данном варианте мы получаем возможность изучить личность лишь сегментарно, получить информацию о естественных унитарных структурах и типах личности (экстроверсия, интроверсия, стабильность, лабильность...).
Необходимо также учитывать, что:
1) Характеристика личности в варианте с опросниками основывается на данных самооценки испытуемыми своих качеств, что затруднено различной способностью людей к интроспекции и объективной самооценке из-за наличия различных защитных механизмов.
2) Испытуемые при ответах на вопросы склонны описывать не их действительный тип реакции, а тот образ поведения, который они считают для себя преемственным, положительным.
Таким образом непроективные методики зачастую оказываются недостаточными для изучения отдельных случаев с учетом необходимой степени глубины обследования, так как не позволяют выявить аспекты влияющие на психику индивида и являющиеся причиной нарушения психического здоровья.
Проективные методики: ТАТ, тесты Люшера, Роршаха, рисунка дерева... дают исследователю возможность работы с символикой бессознательного, с так называемой проекцией вытесненных стимулов, что представляет наибольший интерес с позиции психогигиены и психопрофилактики.
Катексис к вытесненным из сознания стимулам затруднен, но с помощью проективных методик, неструктурированные стимулы которых оказывают ослабляющее или разрушающее действие на процессы, ориентированые на реальность и тормозящие развитие гиперкатексиса, он становится возможным.
Этому способствует:
1) Так называемая неопределенность стимульного материала или инструкции к заданию,благодаря чему испытуемый обладает относительной свободой в выборе ответа или тактики поведения.
2) То, что деятельность испытуемого протекает в атмосфере доброжелательности и при полном отсутствии оценочного отношения со стороны экспериментатора. В то же время испытуемый обычно не знает, что в его ответах диагностически значимо, что приводит к максимальной проекции личности, не ограничиваемой социальными нормами и оценками.
3) И наконец, проективные методики измеряют не ту или иную психическую функцию,а своего рода модус личности в ее отношениях с социальным окружением.
Не следует забывать о том , что у проективных методик имеется значительный недостаток в сравнении с личностными опросниками - существует бесчисленное количество вариантов для интерпретации результатов и необходим достаточный опыт для точного их обоснования.
Согласуясь с вышеизложенным, считаю необходимым предложить обязательно включать в психогигееническое исследование как непроективные так и проективные методики, которые будут в значительной мере дополнять обследование и давать возможность изучать личность в целом, с точки зрения ее своеобразия.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.