В период адаптации при некоторых видах военного труда и учебно-боевой деятельности может возникать резко выраженное нервно-психическое(эмоциональное) напряжение, которое снижает работоспособность и способствует развитию острых психогенных реакций. Профилактика такого рода состояний предполагает рационально построенную систему учебных тренировок, полноту информации о предполагаемом объеме и содержании работы, воспитание уверенности в технике. В ряде случаев потребуется назначение общеукрепляющих средств и витаминов, психофармакологических средств. Следует отметить, что при всей своей важности медикаментозная профилактика эмоционального напряжения и острых реактивных состояний имеет все же вспомогательное значение. Решающая роль в предупреждении развития упомянутых состояний принадлежит социальным факторам - морально-политической и психологической подготовке, высокой военной дисциплине, боевой выучке войск.
В целях психопрофилактики следует уделять большое внимание лицам, работающим со специальной техникой, предотвращать возможность воздействия на них профвредностей (СВЧ-поле, компоненты ракетного топлива, технические жидкости и др.) . При этом необходимо добиваться неукоснительного соблюдения всеми военнослужащими правил технической эксплуатации соответствующих установок и установить постоянный контроль.Немаловажное значение в условиях военной службы имеет профилактика психогенных заболеваний, обусловленных ситуатационными трудностями. Причинами этих трудностей, кроме указанных выше , чаще всего могут быть: конфликты со служивцами; дефекты здоровья (соматические заболевания и аномалии физического развития), не препятствующие службе, но требующие индивидуального подхода и рационального трудоустройства; неблагополучие в личной жизни - болезнь родных, их материальное затруднение, конфликты в семье и другие причины лич-
ного характера.
Ситуационные трудности могут приводить к перерастанию физиологических психологических реакций в патологические психогенные расстройства. Разрешить трудную ситуацию в каждом конкретном случае можно только строго индивидуальным подходом, но всякий раз для этого требуются совместные усилия командиров, политработников и врачей.
Таким образом, психопрофилактика в Вооруженных Силах имеет свои специфические трудности, вытекающие из необходимости непрерывного изучения индивидуальных качеств каждого военнослужащего, его успеваемости, дисциплинированности, поведения, настроения и совершенствования на этой основе учебно-воспитательной работы. Это, в свою очередь, требует от врачей, командиров и политработников постоянного совершенствования знаний в области психогигиены и психопрофилактики, военной и медицинской психологии.
5. Лечебно-диагностическая экспертная работа в практике войскового врача.
Помимо основных психопрофилактических мероприятий, указанных выше, войсковая медицинская служба осуществляет значительную лечебно-диагностическую и экспертную работу.
Задачами лечебно-диагностической и экспертной работы являются: своевременное выявление лиц с нервно-психической патологией, нуждающихся в амбулаторном или стационарном обследовании и лечении: безотлагательное направление на консультацию к специалисту - психиатру или психоневрологу и, в случае назначения стационарного обследования, направление в стационар с оформлением необходимой документации и с соблюдением должных мер предосторожности; проведение квалифицированного амбулаторного и стационарного лечения в полном объеме; проведение военно-врачебной и судебно-психиатрической экспертиз; при необходимости - эвакуация в психиатрический стационар по месту жительства; научная разработка проблем военной психиатрии мирного и военного времени.
Выполнение этих задач возлагается на войсковую медицинскую службу и специалистов - психиатров гарнизонных и окружных военных госпиталей.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.