Доброкачественные и злокачественные опухоли яичников

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Интерпретировать данные дополнительных методов обследования у пациентки с опухолью яичника

-  Курсанты и слушатели должны быть ознакомленными:

-  С методикой влагалищного исследования для определения опухоли в области придатков матки, методом трансабдоминального и трансвагинального УЗИ.

3.  Воспитательные цели:

При проведении занятия обучающимся напоминается роль деонтологии и подчеркивается необходимость соблюдения деонтологических правил при общении с пациенткой.

Учебное время – 4 часа ( одно занятие)

Учебно-материальное обеспечение:

-  Для проведения занятия необходимо иметь 2-3 пациентки по изучаемой теме. При их отсутствии – решение ситуационных задач.

 Литература по теме для слушателей:

а) основная:

·  Савельева Г.М., Брусенко В.Г. Гинекология: Учебник. / М., ГЭОТАР – Мед., 2004– 480с.

·  Цвелёв Ю.В., Абашин В.Г. Руководство к практическим занятиям по гинекологии. / Санкт - Петербург, Фолиант. – 2007 – 421 с.

б) дополнительная:

·  Кулаков В.И., Прилепская В.Н., Радзинский В.Е. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. / М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 1056с.

·  Косенко И.А. Практическая онкогинекология: Учеб. пособие / И.А. Косенко. — Мн.: Новое знание, 2003. — 157 с. — (Практическая медицина).

·  Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. / М.; МИА. – 2005. -  629 с.

  • Гажонова В.Е. Ультразвуковая диагностика в гинекологии. – М.: Медпресс,   2005. – 264с.
  • Практическая гинекология. Клинические лекции / Под ред. В.И. Кулакова и В.Н. Прилепской. – 3-е изд., доп. – М.: МЕДпресс-информ, 2006. – 736с.

Технические средства обучения:

·  Макропрепараты,

·  снимки УЗИ

План проведения  занятий и расчет учебного времени

Учебные мероприятия и вопросы

Время

(мин.)

1.

Самостоятельная работа (подготовка) к занятию

120 мин

Практическое занятие

2.

Введение

5

3.

Контроль базисных и исходного уровня  знаний обучаемых

20

4.

Контроль усвоения слушателями (курсантами) основных этапов обследования и лечения

20

5.

Самостоятельная работа слушателей  под руководством преподавателя

45 .

6.

Тематический обход больных

30

7.

Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей и курсантов

45

8.

Заключение

~5

9.

Подведение итогов занятия

10

Частная методика преподавания.

1.  Устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы знания.

2.  Методики освоения практических навыков:

·  общего обследования пациенток с опухолями яичников.

·  влагалищного и бимануального исследования.

·  влагалищно-прямокишечного исследования.

·  определения стадии опухолевого процесса по системе ТМN.

3.   Работа в кабинете УЗИ (УЗД опухолей яичников).

4.  Присутствие на диагностической и/или лечебной лапароскопии.

5.  Изучение макропрепаратов.

Содержание и  методика  проведения занятия

1.ВВедение

Опухоли яичников занимают второе место среди всех новообразований женских половых органов, после миомы матки. Они встречаются в любом возрасте, но преимущественно после 40 лет. Среди них превалируют доброкачественные формы (75-80%), злокачественные формы встречаются в 20-25%. За последние 10 лет частота рака половых органов возросла на 15%.

Опухоли яичников по клиническому течению делятся на доброкачественные, пограничные и злокачественные.

Источники происхождения опухолей яичников:

-  нормальные компоненты яичника;

-  эмбриональные остатки и дистопии;

-  постнатальные разрастания, гетеротопии, метаплазии эпителия.

Среди практических врачей, для определения опухолей яичника, до настоящего времени распространены термины киста и кистома яичника:

Киста яичника – ретенционное непролиферирующее образование.

Кистома яичника – истинное пролиферирующее образование.

Частота кист среди опухолей яичника составляет 35%. Прежде всего это фолликулярные кисты, кисты желтого тела, эндометриоидные гетеротопии. Кисты яичников чаще возникают в период полового созревания и в репродуктивном возрасте.

В современной онкогинекологии «кисты и кистомы» яичников принято называть цистаденомами.

2.Контроль базисных и исходного уровня знаний курсантов

Проводится устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы знания.

3.контроль усвоения курсантами основных этапов схемы обследования больных

Обучаемым предлагается следующая схема обследования и лечения больных с опухолями яичников.

ОБЩЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.

Возраст больной, от которого зависят: частота возникновения различных опухолей, прогрессирование заболевания и прогноз лечения.

Профессия больной, особенно сопряженная с воздействием неблагоприятных производственных факторов и факторов внешней среды, может быть фактором риска развития опухолевых процессов.

Жалобы:

  • боли в животе (тянущие, постоянные, нарастающие, внезапные, приступообразные и т. д.).
  • изменение  общего состояния (утомляемость, слабость, сухость во рту и т. д.).
  • снижение массы тела,  увеличение живота.
  • изменение  менструальной функции.
  • появление ациклических кровянистых выделений из половых путей и др.

Анамнез.  Уточняются факторы риска:

  • нарушение менструального цикла: раннее менархе, ранняя (до 45 лет)  или поздняя  (после 55 лет) менопауза.
  • маточные кровотечения.
  • патология  репродуктивной функции (бесплодие).
  • миома матки,  генитальный  эндометриоз,  гиперпластические процессы эндометрия,
  • операции по поводу опухолей внутренних половых органов с оставлением одного или    обоих яичников.
  • заболевания молочных желез (мастопатия,  фиброаденоматоз).

Общий осмотр:  окраска кожных покровов, похудание, отеки ног, увеличение живота (асцит), состояние периферических  лимфоузлов, пальпация живота (величина

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
203 Kb
Скачали:
0