Интерпретировать данные дополнительных методов обследования у пациентки с опухолью яичника
- Курсанты и слушатели должны быть ознакомленными:
- С методикой влагалищного исследования для определения опухоли в области придатков матки, методом трансабдоминального и трансвагинального УЗИ.
3. Воспитательные цели:
При проведении занятия обучающимся напоминается роль деонтологии и подчеркивается необходимость соблюдения деонтологических правил при общении с пациенткой.
Учебное время – 4 часа ( одно занятие)
Учебно-материальное обеспечение:
- Для проведения занятия необходимо иметь 2-3 пациентки по изучаемой теме. При их отсутствии – решение ситуационных задач.
Литература по теме для слушателей:
а) основная:
· Савельева Г.М., Брусенко В.Г. Гинекология: Учебник. / М., ГЭОТАР – Мед., 2004– 480с.
· Цвелёв Ю.В., Абашин В.Г. Руководство к практическим занятиям по гинекологии. / Санкт - Петербург, Фолиант. – 2007 – 421 с.
б) дополнительная:
· Кулаков В.И., Прилепская В.Н., Радзинский В.Е. Руководство по амбулаторно-поликлинической помощи в акушерстве и гинекологии. / М., ГЭОТАР-Медиа, 2006.- 1056с.
· Косенко И.А. Практическая онкогинекология: Учеб. пособие / И.А. Косенко. — Мн.: Новое знание, 2003. — 157 с. — (Практическая медицина).
· Сметник В.П., Тумилович Л.Г. Неоперативная гинекология. / М.; МИА. – 2005. - 629 с.
Технические средства обучения:
· Макропрепараты,
· снимки УЗИ
План проведения занятий и расчет учебного времени
№ |
Учебные мероприятия и вопросы |
Время (мин.) |
1. |
Самостоятельная работа (подготовка) к занятию |
120 мин |
Практическое занятие |
||
2. |
Введение |
5 |
3. |
Контроль базисных и исходного уровня знаний обучаемых |
20 |
4. |
Контроль усвоения слушателями (курсантами) основных этапов обследования и лечения |
20 |
5. |
Самостоятельная работа слушателей под руководством преподавателя |
45 . |
6. |
Тематический обход больных |
30 |
7. |
Клинический разбор и текущий контроль знаний слушателей и курсантов |
45 |
8. |
Заключение |
~5 |
9. |
Подведение итогов занятия |
10 |
Частная методика преподавания.
1. Устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы знания.
2. Методики освоения практических навыков:
· общего обследования пациенток с опухолями яичников.
· влагалищного и бимануального исследования.
· влагалищно-прямокишечного исследования.
· определения стадии опухолевого процесса по системе ТМN.
3. Работа в кабинете УЗИ (УЗД опухолей яичников).
4. Присутствие на диагностической и/или лечебной лапароскопии.
5. Изучение макропрепаратов.
Содержание и методика проведения занятия
1.ВВедение
Опухоли яичников занимают второе место среди всех новообразований женских половых органов, после миомы матки. Они встречаются в любом возрасте, но преимущественно после 40 лет. Среди них превалируют доброкачественные формы (75-80%), злокачественные формы встречаются в 20-25%. За последние 10 лет частота рака половых органов возросла на 15%.
Опухоли яичников по клиническому течению делятся на доброкачественные, пограничные и злокачественные.
Источники происхождения опухолей яичников:
- нормальные компоненты яичника;
- эмбриональные остатки и дистопии;
- постнатальные разрастания, гетеротопии, метаплазии эпителия.
Среди практических врачей, для определения опухолей яичника, до настоящего времени распространены термины киста и кистома яичника:
Киста яичника – ретенционное непролиферирующее образование.
Кистома яичника – истинное пролиферирующее образование.
Частота кист среди опухолей яичника составляет 35%. Прежде всего это фолликулярные кисты, кисты желтого тела, эндометриоидные гетеротопии. Кисты яичников чаще возникают в период полового созревания и в репродуктивном возрасте.
В современной онкогинекологии «кисты и кистомы» яичников принято называть цистаденомами.
2.Контроль базисных и исходного уровня знаний курсантов
Проводится устный опрос, позволяющий восстановить необходимые для данной темы знания.
3.контроль усвоения курсантами основных этапов схемы обследования больных
Обучаемым предлагается следующая схема обследования и лечения больных с опухолями яичников.
ОБЩЕЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ.
Возраст больной, от которого зависят: частота возникновения различных опухолей, прогрессирование заболевания и прогноз лечения.
Профессия больной, особенно сопряженная с воздействием неблагоприятных производственных факторов и факторов внешней среды, может быть фактором риска развития опухолевых процессов.
Жалобы:
Анамнез. Уточняются факторы риска:
Общий осмотр: окраска кожных покровов, похудание, отеки ног, увеличение живота (асцит), состояние периферических лимфоузлов, пальпация живота (величина
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.