Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 25
на тему: Лабораторные и инструментальные методы диагностики беременности.
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 66
дата утверждения 2006-05-19
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема: Лабораторные и инструментальные методы диагностики беременности и оценки состояния внутриутробного плода.
Учебные группы: V курс, учебная группа в количестве 8-9 курсантов.
Учебные и воспитательные цели:
1. Цель занятия:
Ознакомить слушателей с лабораторными и инструментальными методами диагностики, применяемыми во время беременности, а также методами, позволяющими оценить состояние внутриутробного плода и научить некоторым из них.
2. Частная цель занятия:
- ознакомить слушателей с планом наблюдения беременных в женской консультации, ознакомить с приказом МЗ РФ №50;
- ознакомить слушателей с методами диагностики пороков развития плода;
- ознакомить слушателей с методами диагностики внутриутробного состояния плода.
Практические навыки:
- научить курсантов интерпретировать результаты лабораторных методов исследования;
- научить курсантов проведению кардиотокографии и интерпретированию её результатов;
- научить курсантов проведению амниоскопии.
Частная методика преподавания:
- при изучении данной темы использовать пациенток, находящихся на лечении и обследовании в гинекологическом и дородовом отделениях;
- для изучения лабораторных данных использовать результаты обследований, находящиеся в истории болезни, родов (клинический анализ крови, биохимический анализ крови, коагулограммы, общий анализ мочи, пробы по Зимницкому, Нечипаренко, посевы мочи, мазки на биоценоз влагалища, посев влагалищного содержимого, цитологические мазки);
- использовать данные ЭКГ;
- при изучении данной темы широко использовать оборудование дородового отделения – амниоскоп, кардиотокограф;
- для обучения интерпретирования кардиотокограмм, использовать данные, полученные самими курсантами и кардиотокограммы, имеющиеся в медицинской документации;
- широко использовать кабинет ультразвуковой диагностики для демонстрации аппаратных методов обследования беременных с различными сроками беременности.
Учебное время: одно занятие - 2 часа.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Пациентки дородового отделения. Для проведения занятия необходимо иметь 2-3 беременных женщин с доношенными сроками беременности.
2. Амниоскоп.
3. Кардиотокограф.
4. Кабинет УЗ диагностики.
Литература основная:
1. Акушерство: Учебник для студентов мед. вузов. Айламазян Э.К. – СПб.: Специальная литература, 2004
2. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии/ Под.ред. Проф.Ю.В.Цвелева и д.м.н. В.Г. а. - СПб.:ООО "Издательство Фолиант", 2007. - 640с.
Литература дополнительная:
1. Внутриутробные инфекции (вопросы диагностики и врачебной тактики). Безнощенко Г.Б., Долгих Т.И., Кривчик - М.; Медицинская книга, 2003. 88с.: илл
2. Перинатальное акушерство. Учебное пособие для студентов высших медицинских учебных заведений/ Под ред. проф. В.Б.Цхай — М.: Медицинская книга, Н.Новгород: Издательство НГМА, 2003. —416 с
3. Механизмы адаптации и дизадаптации гемостаза при беременности. Сидельникова В.М., Шмаков Р.Г. «Триада-Х», Москва, 2004,192 с.
4. Лабораторная диагностика в акушерстве и гинекологии: Справочник. Таранов А.Г. - 3-е изд., стереотипное. - М.: ЭликсКом, 2004. - 80 с: ил.
5. Клиника, диагностика и лечение TORCH-инфекций во время беременности: Учеб.метод. пособие. — 2-е издание / О.И.Гусева, Н.Ю. Каткова, Т.С.Качалина, А.Ф.Добротина, Н.А.Его-рова, В.И.Струкова. — Нижний Новгород: Изд-во НГМА, 2005. -46с.
6. Клинический анализ лабораторных данных / Чиркин А. А. — М.: Мед. лит., 2005. — 384 с: ил.
7. Внутриутробные инфекции: Учебное пособие / И.С.Сидорова, И.О.Макаров, Н.А.Матвиенко. — М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006.-176 с.
8. Ч.Бекман, Ф.Линг «Акушерство и гинекология». М.:Мед.Литература. 2004.
9. Э.Норвитц, Д.Шордж «Наглядные акушерство и гинекология». ГОЭТАР-Мед. 2003.
ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЙ И РАСЧЕТ УЧЕБНОГО ВРЕМЕНИ
№ |
Виды и формы занятий, учебные вопросы |
Время, мин |
1. |
ВВЕДЕНИЕ |
5 |
2. |
КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЯ КУРСАНТОВ |
40 |
3. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ОБХОД |
15 |
5. |
КЛИНИЧЕСКИЙ РАЗБОР |
25 |
6. |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
5 |
СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
Введение
Военному врачу необходимо знать в каком объеме проводится полное первичное обследование и последующее динамическое наблюдение беременных женщин, а также какие скрининговые тесты проводятся соответственно сроку гестации. Необходимо пояснить слушателям, что эти мероприятия направлены на профилактику и выявление осложнений беременности, сопутствующей патологии, а также раннее выявление
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.