Диагностика и лечение «Острого живота» в гинекологической практике

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 9

на тему:  Диагностика и лечение «острого живота» в гинекологической практике.

для курсантов  4 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 54

дата утверждения  2005-06-20

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема: Ургентные состояния в гинекологии

Контингент обучаемых: учебные группы, курсанты 4 курса, ФПВ.

Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и методы лечения ургентных состояний. Изучить принципы профилактики этих заболеваний.

Частные цели занятия.

Курсант должен уметь:

на основании анамнестических, клинических, инструментально-лабораторных данных сформулировать и обосновать диагноз. Составить план обследования больной при различных ургентных состояниях. Назначить и обосновать лечение.

Курсанты должны быть ознакомлены

С современными принципами хирургического, консервативного лечения больных с ургентными состояниями.

Учебное время: одно занятие . 4 часа.

Учебно-материальное обеспечение:

1.  Тематические больные, госпитализированные по неотложным показаниям.

2.  Ситуационные задачи.

Литература:

Обязательная (основная)

1. Савельева В.М., Брусенко В.Г. Гинекология. Учебник,-М. ГЭОТАР-Мед., 2004г,-480с.

2. Цвелев Ю.В., В.Г. Руководство к практическим занятиям по гинекологии, издание 2-ое и дополненное, -СПб,- Фолиант,-2007г,-422с.

Дополнительная

1.Цвелев Ю.В., Беженарь В.Ф., Берлев И.В. - Ургентная гинекология (практическое руководство для врачей).- С-Пб. ООО «Издательство Фолиант»,- 2004 –384с.

2.Кулаков В.И., Прилепская В.Н., Практическая гинекология.-Москва.-2001.

План проведения занятия и расчет учебного времени:

N п/п

Виды и формы занятий, учебные вопросы

Время, мин

1

2

3

4

Введение

Контроль базисных и исходного уровня знаний

Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий

Перерыв

Самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя:

-  Курирование беременных

-    Клинический разбор

Перерыв

-    Клинический разбор

-  Работа в операционной

Перерыв

Решение ситуационных задач, контрольные мероприятия (разбор истории болезни, реферат)

Заключение. Подведение итогов занятия. Объявляется тема следующего занятия. Задание на самостоятельную подготовку курсантов.

10

20

15

10

25

20

10

25

10

20

20

5

Частная методика преподавания:

1. Для контроля исходного уровня знаний использовать устный опрос.

2. При проведении занятия рекомендуется использовать тематический стенд.

3 При клиническом разборе больных обратить внимание на характер, локализацию, иррадиацию болей, перенесенные заболевания, функцию половой системы, смежных органов.

3.1 При физикальном исследовании обратить внимание на: симптом Щеткина-Блюмберга, симптом мышечной защиты, Симптом Куленкампфа.

3.2   При влагалищном исследовании –симптомы Промтова, Болта, Дугласа.

4. Разбор ситуационных задач

5. Отработка практических навыков:

5.1 Сбора анамнеза;

5.2  Проведение бимануального исследования при ургентных состояниях;

5.3  В оценке состояния больной в зависимости от степени наружного и/или внутреннего кровотечения;

5.4  В определении количества кровопотери.

Содержание и методика проведения занятия

Введение.

Заболевания, требующие неотложной гинекологической помощи, обычно проявляются болью или кровотечением, а также различными комбинациями нескольких симптомов (боль, симптомы раздражения брюшины, тошнота, рвота, кровотечение, обморочное состояние, шок). Синдромы, приводящие к развитию неотложных состояний могут возникать во время беременности и вне ее (табл.1)

Среди заболеваний, проявляющихся в виде «острого живота», у женщин около 20% принадлежит заболеваниям внутренних половых органов. Неотложные состояния наиболее часто обусловлены наружным или внутренним кровотечением, острыми воспалительными заболеваниями, перфорацией (разрывом) кистозных образований придатков матки, острым нарушением кровообращения внутренних половых органов, повреждениями и ранениями гениталий (табл.2).

Алгоритм обследования больных:

1. Фамилия, имя, отчество, возраст, профессия.

2. Жалобы.

3. Анамнез: длительность заболевания, предполагаемая причина,  менструальная функция, дата последней менструации; беременности и их исходы; перенесенные заболевания (общие, гинекологические) и операции.

4. Обследование больной: состояние, окраска кожных покровов, температура тел, пульс, АД, частота дыхания и др.

Исследование органов и систем проводится по общепринятым методикам. Особое внимание следует уделить осмотру и пальпации живота (участие брюшной стенки в акте дыхания, степень напряжения мышц передней стенки, наличие симптомов

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
325 Kb
Скачали:
0