Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 9
на тему: Диагностика и лечение «острого живота» в гинекологической практике.
для курсантов 4 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 54
дата утверждения 2005-06-20
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема: Ургентные состояния в гинекологии
Контингент обучаемых: учебные группы, курсанты 4 курса, ФПВ.
Цель занятия: Изучить этиологию, патогенез, клинику, диагностику и методы лечения ургентных состояний. Изучить принципы профилактики этих заболеваний.
Частные цели занятия.
Курсант должен уметь:
на основании анамнестических, клинических, инструментально-лабораторных данных сформулировать и обосновать диагноз. Составить план обследования больной при различных ургентных состояниях. Назначить и обосновать лечение.
Курсанты должны быть ознакомлены
С современными принципами хирургического, консервативного лечения больных с ургентными состояниями.
Учебное время: одно занятие . 4 часа.
Учебно-материальное обеспечение:
1. Тематические больные, госпитализированные по неотложным показаниям.
2. Ситуационные задачи.
Литература:
Обязательная (основная)
1. Савельева В.М., Брусенко В.Г. Гинекология. Учебник,-М. ГЭОТАР-Мед., 2004г,-480с.
2. Цвелев Ю.В., В.Г. Руководство к практическим занятиям по гинекологии, издание 2-ое и дополненное, -СПб,- Фолиант,-2007г,-422с.
Дополнительная
1.Цвелев Ю.В., Беженарь В.Ф., Берлев И.В. - Ургентная гинекология (практическое руководство для врачей).- С-Пб. ООО «Издательство Фолиант»,- 2004 –384с.
2.Кулаков В.И., Прилепская В.Н., Практическая гинекология.-Москва.-2001.
План проведения занятия и расчет учебного времени:
N п/п |
Виды и формы занятий, учебные вопросы |
Время, мин |
1 2 3 4 |
Введение Контроль базисных и исходного уровня знаний Контроль усвоения слушателями основных этапов ориентировочной основы действий ПерерывСамостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя: - Курирование беременных - Клинический разбор Перерыв- Клинический разбор - Работа в операционной Перерыв Решение ситуационных задач, контрольные мероприятия (разбор истории болезни, реферат) Заключение. Подведение итогов занятия. Объявляется тема следующего занятия. Задание на самостоятельную подготовку курсантов. |
10 20 15 10 25 20 10 25 10 20 20 5 |
Частная методика преподавания:
1. Для контроля исходного уровня знаний использовать устный опрос.
2. При проведении занятия рекомендуется использовать тематический стенд.
3 При клиническом разборе больных обратить внимание на характер, локализацию, иррадиацию болей, перенесенные заболевания, функцию половой системы, смежных органов.
3.1 При физикальном исследовании обратить внимание на: симптом Щеткина-Блюмберга, симптом мышечной защиты, Симптом Куленкампфа.
3.2 При влагалищном исследовании –симптомы Промтова, Болта, Дугласа.
4. Разбор ситуационных задач
5. Отработка практических навыков:
5.1 Сбора анамнеза;
5.2 Проведение бимануального исследования при ургентных состояниях;
5.3 В оценке состояния больной в зависимости от степени наружного и/или внутреннего кровотечения;
5.4 В определении количества кровопотери.
Содержание и методика проведения занятия
Введение.
Заболевания, требующие неотложной гинекологической помощи, обычно проявляются болью или кровотечением, а также различными комбинациями нескольких симптомов (боль, симптомы раздражения брюшины, тошнота, рвота, кровотечение, обморочное состояние, шок). Синдромы, приводящие к развитию неотложных состояний могут возникать во время беременности и вне ее (табл.1)
Среди заболеваний, проявляющихся в виде «острого живота», у женщин около 20% принадлежит заболеваниям внутренних половых органов. Неотложные состояния наиболее часто обусловлены наружным или внутренним кровотечением, острыми воспалительными заболеваниями, перфорацией (разрывом) кистозных образований придатков матки, острым нарушением кровообращения внутренних половых органов, повреждениями и ранениями гениталий (табл.2).
Алгоритм обследования больных:
1. Фамилия, имя, отчество, возраст, профессия.
2. Жалобы.
3. Анамнез: длительность заболевания, предполагаемая причина, менструальная функция, дата последней менструации; беременности и их исходы; перенесенные заболевания (общие, гинекологические) и операции.
4. Обследование больной: состояние, окраска кожных покровов, температура тел, пульс, АД, частота дыхания и др.
Исследование органов и систем проводится по общепринятым методикам. Особое внимание следует уделить осмотру и пальпации живота (участие брюшной стенки в акте дыхания, степень напряжения мышц передней стенки, наличие симптомов
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.