Обследование беременных с поздними сроками. Контроль состояния внутриутробного плода

Страницы работы

18 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 27

на тему:  Обследование беременных с поздними сроками. Контроль состояния внутриутробного плода

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 66

дата утверждения  2006-05-19

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема: обследование беременных с поздними сроками, диагностика состояния плода

Учебные группы, курс: курсанты, студенты 5 курса II, III, IV факультетов

Учебные и воспитательные цели:

  1. Цель занятия: научить курсантов и студентов методам обследования беременных в поздние сроки беременности и методам диагностики состояния плода

2.  Частные цели занятия:

Курсанты и студенты должны быть ознакомлены с современными методами диагностики состояния плода

Курсанты и студенты должны уметь:

По данным анамнеза, клинических и лабораторных исследований установить срок беременности, предполагаемую дату родов. Оценить состояние фето-плацентарной системы по данным КТГ, биохимических показателей, фетометрии, плацентографии, допплерометрического исследования.

.

Курсанты и студенты должны приобрести практические навыки в определении предполагаемой массы плода, определении основных и дополнительных размеров таза, овладении приемами наружного акушерского исследования, выслушивании сердцебиения плода, оценке состояния родовых путей

Воспитательные цели: совершенствовать у курсантов и студентов клиническое мышление, убежденность в важности полученных знаний для своевременной постановки диагноза.

3. учебное время: 4 часа (одно занятие)

4. учебно-материальное обеспечение:

4.1 беременные с поздними сроками

4.2 клиника, клиническая база

Частная методика преподавания:

1. Для контроля исходного уровня знаний использовать письменный и устный опрос.

2. При проведении занятия рекомендуется использовать:

a)  микропрепараты влагалищных мазков;

b)  кардиотокограммы.

3. При опросе беременных:

a)  Оценить состояние специфических функций женского организма (менструальной, секреторной, сексуальной, детородной);

b)  Уточнить возможный риск течения беременности и родов у каждой из разбираемых пациенток: антенатальные и интранатальные факторы.

4. При проведении объективного акушерского обследования обратить внимание на форму живота, форму таза, высоту стояния дна матки, аускультацию сердцебиений плода.

5. При внутреннем исследовании обратить внимание на расположение шейки матки, ее длину, консистенцию, проходимость цервикального канала.

Литература по теме для курсантов и студентов

А) основная:

  1. Айламазян Э.К Акушерство.Учебник.С-Пб.-Спец. Литература,-2007г,-528с.
  2. Руководство  к практическим занятиям по акушерству и перинатологии. Под ред. Ю.В. Цвелева, В.Г. а.-С-Пб.,-2007г.-633с.

Б) дополнительная:

  1. Жиляев Н.И., Жиляев Н.Н., Сопель В.В.-Акушерство: Фантомный курс.-Киев «Книга плюс»-2002г.-с. 38-55.
  2. К.В. Воронин, В.А. Потапов, А.Н. Правосудович –Акушерское обследование,-

2 издание,-М.:-«МЕДпрес-информ»-2002г.-с.51-82.

План проведения занятия и расчет учебного времени:

Виды и формы занятий, учебные вопросы

Время,мин

1

Самостоятельная работа слушателей по подготовке к занятию

90

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

2

Введение

5

3

Контроль базисных и исходного уровней знаний

20

4

Контроль усвоения обучаемыми основных этапов ориентировочной основы действий

20

ПЕРЕРЫВ

10

5

Основная часть

90

5.1

Самостоятельная работа курсантов/студентов с пациентками под руководством преподавателя в соответствии с учебными вопросами тематического плана изучаемой дисциплины

45

ПЕРЕРЫВ

10

5.2

Ознакомление с современными методами диагностики состояния плода (амниоскопия, биофизический профиль плода, фетометрия, допплерометрия)

45

ПЕРЕРЫВ

10

5.3

Тематический обход и текущий контроль знаний обучаемых

35

6

Заключительная часть:

Подведение итогов;

Задание к самотоятельной работе обучаемых по подготовке к следующему занятию

10

Содержание и методика проведения занятия.

ВВЕДЕНИЕ:

Цель обследования та же, что и в ранние сроки – постановка диагноза. Поэтому принципиальный план и непосредственные методики остаются прежними, исключая выявление вероятных признаков беременности. Добавляется комплекс наружного акушерского обследования-приемы Леопольда-Левицкого, измерение высоты стояния дна матки над лоном, окружности живота. Аускультация живота. Это дает возможность уточнить расположение плода в матке, соотношение его предлежащей части с тазом беременной и оценить соответствие степени развития плода его гестационному возрасту (в настоящее время в комплексе с УЗИ).

КОНТРОЛЬ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ КУРСАНТОВ И СТУДЕНТОВ

Проводится письменный/устный опрос, позволяющий восстановить

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
275 Kb
Скачали:
0