Беременность и роды при суженном и узком тазе

Страницы работы

Фрагмент текста работы

Для преподавателей

Экз. № ……

«УТВЕРЖДАЮ»

Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы

«……» ……………… 200… г.

К.М.Н. ассистент 

Методическая разработка для проведения

Практического занятия № 31

на тему:  Беременность и роды при суженном и узком тазе.

для курсантов  5 курсов факультетов подготовки врачей

Обсуждена и одобрена на заседании кафедры

протокол № 66

дата утверждения  2006-05-19

Уточнено (дополнено):  «_____»_____________ 200 …  г.

_____________

 (подпись)

Санкт-Петербург

200 …


Тема: Беременность и роды при узком тазе.

КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ: курсанты и студенты 4 и 5 курса.

УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

Цель занятия:научить курсантов и слушателей современным методам дифференциальной диагностики и основным принципам ведения беременности и родов при узком тазе.

1. Учебно-целевые задачи:

-  курсанты и слушатели должны знать:

  1. Классификации узких тазов.
  2. Этиологию и патогенез узких тазов.
  3. Диагностику узких тазов, особенности ведения беременности при наличии узкого таза у беременной.
  4. Особенности биомеханизма родов при различных вариантах узкого таза.
  5. Показания к плановому и экстренному кесаревому сечению.

- Курсанты и слушатели должны уметь:

  1. По данным анамнеза, клинических и лабораторных исследований установить диагноз узкого таза,
  2. Проводить пельвиметрию, определять виды и формы узкого таза,
  3. Ставить диагноз клинического несоответствия головки плода и таза матери в родах,
  4. Давать рекомендации по ведению беременности и родов.

- Курсанты и слушатели должны быть ознакомлены:

1.  С возможными осложнениями при беременности и в родах при клинически и анатомически узком тазе.

2.  С современными представлениями о проблеме узкого таза в акушерстве.

2. Учебное время: 4 часа.

3. Учебно-материальное обеспечение:

1.  Беременные с доношенным сроком беременности (4-5 женщин).

2.  Клиническая и лабораторная база: занятие проводится на базе дородового отделения с посещением кабинета ультразвуковой диагностики.

3.  Фантом акушерский, костный препарат женского таза.

4.1  Литература основная:

  1. Айламазян Э.К. Акушерство. Учебник. СПб. СпецЛит, 2003.
  2. Руководство к практическим занятиям по акушерству и перинатологии. Под ред. Ю.В.Цвелева и В.Г. а. – С-Пб., Фолиант, 2004. – С.251-266.

4.2  Литература дополнительная:

1.  Абрамченко В.В., Шамхалова И.А., Ланцев Е.А. Кесарево сечение в перинатальной медицине. Элби-СПб., 2005. – 226 с.

2.  Дуда В.И. Акушерство. Оникс 21 век. 2005.

3.  Лысак Л.А. Акушерство Феникс 2004.

4.  Наглядные акушерство и гинекология (перевод с английского). Норвитц Э.Р. Шордж Д.О. М., ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2003.- с.29-41, 449-459.

5.  Оперативное акушерство: учебное пособие для ВУЗов. Интерсервис, книжный дом. 2002.

План проведения занятия и расчет учебного времени

N п/п

Виды и формы занятий, учебные вопросы

Время, мин

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11.

12

Время, отводимое на самоподготовку

Введение

Контроль базисных и исходного уровня знаний, работа с акушерским фантомом

Перерыв

Самостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя в дородовом отделении:

-  Курирование больных

-    Клинический разбор

Перерыв

Работа в родильном отделении:

-  Курирование больных

-    Клинический разбор

Перерыв

Работа в кабинете УЗИ

Подведение итогов, ответы на вопросы, заключительный контроль знаний

180

5

40

10

25

20

10

20

25

10

30

15

  1. Частная методика преподавания:

5.1  Обучить курсантов и студентов:

  1. классификации узких тазов.
  2. Этиологии и патогенезу узких тазов.
  3. Диагностике узких тазов, особенностям ведения беременности при наличии узкого таза у беременной.
  4. Особенностям биомеханизма родов при различных вариантах узкого таза.
  5. Показаниям к плановому и экстренному кесаревому сечению.

5.2 обучить курсантов и студентов практическим навыкам, рекомендованным к освоению на занятии:

1. методике сбора анамнезаифизикального обследования беременной по органам и системам,

2. методике проведения наружного акушерского обследования по Леопольду.

3. методике пельвиометрии,

4. методике проведения влагалищного исследования беременной и роженицы, оценке состояния мягких родовых путей в родах.

5. методике диагностики преждевременного излития околоплодных вод с помощью теста «Амниотест»,

6. методике оказания акушерского пособия при головном предлежании плода,

7. методике определения и оценки признака Вастена,

8. методике оценки сократительной активности матки,

5.3 Познакомить курсантов и студентов с методикой операции кесарева сечения и ее особенностями при суженом и узком тазе.

Содержание и методика проведения занятия

Преподаватель останавливается на актуальности занятия. Рассказать о вкладе русских ученых и кафедры в развитие учения об узком тазе.

Узкий таз относится к наиболее сложному разделу патологического акушерства. Однако в течение многих столетий врачи не придавали значения емкости таза, как одному из основных факторов, влияющих на исход родов. Невысоким уровнем знаний анатомии женского таза и механизма родов можно объяснить существование до 18 века укоренившейся теории о расхождении тазовых костей во время родов и о рождении плода собственными силами путем опоры ножками на дно матки. Основоположнитком этой теории был Гиппокркат.

В 1543 году Андрей Везалий впервые дал описание нормального таза и установил, что лонные кости соединены в симфизе неподвижно. Ученик Везалия Аранций в 1587 году полностью подтвердил данные своего учителя в отношении неподвижности

Похожие материалы

Информация о работе

Тип:
Методические указания и пособия
Размер файла:
256 Kb
Скачали:
0