Для преподавателей Экз. № …… |
«УТВЕРЖДАЮ» Начальник кафедры акушерства и гинекологии полковник медицинской службы
«……» ……………… 200… г. |
К.М.Н. ассистент
Методическая разработка для проведения
Практического занятия № 31
на тему: Беременность и роды при суженном и узком тазе.
для курсантов 5 курсов факультетов подготовки врачей
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
протокол № 66
дата утверждения 2006-05-19
Уточнено (дополнено): «_____»_____________ 200 … г.
_____________
(подпись)
Санкт-Петербург
200 …
Тема: Беременность и роды при узком тазе.
КОНТИНГЕНТ ОБУЧАЕМЫХ: курсанты и студенты 4 и 5 курса.
УЧЕБНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:
Цель занятия:научить курсантов и слушателей современным методам дифференциальной диагностики и основным принципам ведения беременности и родов при узком тазе.
1. Учебно-целевые задачи:
- курсанты и слушатели должны знать:
- Курсанты и слушатели должны уметь:
- Курсанты и слушатели должны быть ознакомлены:
1. С возможными осложнениями при беременности и в родах при клинически и анатомически узком тазе.
2. С современными представлениями о проблеме узкого таза в акушерстве.
2. Учебное время: 4 часа.
3. Учебно-материальное обеспечение:
1. Беременные с доношенным сроком беременности (4-5 женщин).
2. Клиническая и лабораторная база: занятие проводится на базе дородового отделения с посещением кабинета ультразвуковой диагностики.
3. Фантом акушерский, костный препарат женского таза.
4.1 Литература основная:
4.2 Литература дополнительная:
1. Абрамченко В.В., Шамхалова И.А., Ланцев Е.А. Кесарево сечение в перинатальной медицине. Элби-СПб., 2005. – 226 с.
2. Дуда В.И. Акушерство. Оникс 21 век. 2005.
3. Лысак Л.А. Акушерство Феникс 2004.
4. Наглядные акушерство и гинекология (перевод с английского). Норвитц Э.Р. Шордж Д.О. М., ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 2003.- с.29-41, 449-459.
5. Оперативное акушерство: учебное пособие для ВУЗов. Интерсервис, книжный дом. 2002.
План проведения занятия и расчет учебного времени
N п/п |
Виды и формы занятий, учебные вопросы |
Время, мин |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11. 12 |
Время, отводимое на самоподготовку Введение Контроль базисных и исходного уровня знаний, работа с акушерским фантомом ПерерывСамостоятельная работа курсантов и слушателей под руководством преподавателя в дородовом отделении: - Курирование больных - Клинический разбор Перерыв Работа в родильном отделении: - Курирование больных - Клинический разбор Перерыв Работа в кабинете УЗИ Подведение итогов, ответы на вопросы, заключительный контроль знаний |
180 5 40 10 25 20 10 20 25 10 30 15 |
5.1 Обучить курсантов и студентов:
5.2 обучить курсантов и студентов практическим навыкам, рекомендованным к освоению на занятии:
1. методике сбора анамнезаифизикального обследования беременной по органам и системам,
2. методике проведения наружного акушерского обследования по Леопольду.
3. методике пельвиометрии,
4. методике проведения влагалищного исследования беременной и роженицы, оценке состояния мягких родовых путей в родах.
5. методике диагностики преждевременного излития околоплодных вод с помощью теста «Амниотест»,
6. методике оказания акушерского пособия при головном предлежании плода,
7. методике определения и оценки признака Вастена,
8. методике оценки сократительной активности матки,
5.3 Познакомить курсантов и студентов с методикой операции кесарева сечения и ее особенностями при суженом и узком тазе.
Преподаватель останавливается на актуальности занятия. Рассказать о вкладе русских ученых и кафедры в развитие учения об узком тазе.
Узкий таз относится к наиболее сложному разделу патологического акушерства. Однако в течение многих столетий врачи не придавали значения емкости таза, как одному из основных факторов, влияющих на исход родов. Невысоким уровнем знаний анатомии женского таза и механизма родов можно объяснить существование до 18 века укоренившейся теории о расхождении тазовых костей во время родов и о рождении плода собственными силами путем опоры ножками на дно матки. Основоположнитком этой теории был Гиппокркат.
В 1543 году Андрей Везалий впервые дал описание нормального таза и установил, что лонные кости соединены в симфизе неподвижно. Ученик Везалия Аранций в 1587 году полностью подтвердил данные своего учителя в отношении неподвижности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.