Философия буддизма
Улан-Удэ, 1996 г.
Каждый человек в жизни ищет “правильный нравственный путь”, но не всегда его находит. Отыскать эту воображаемую линию весьма сложно, но необходимо. Не может человек жить без обдумывания того, для чего он явился на этот свет, верно ли он ведёт себя по отношению к другим людям и массой подобных вопросов. Это заложено в нас природой и позволяет оставаться людьми.
Никто так не помогал людям в решении духовных проблем, как религия. Её мораль была и остаётся самым строгим законом для всех народов мира. Не задумываясь, мы судим о людях именно категориями церковной морали, а не (скажем) по статьям Конституции.
Тема моего доклада — буддизм, его мировоззрение. Это одно из трёх самых распространённых вероисповеданий мира, сыгравшее огромную роль в становлении человечества и показавшее свету возможность и, даже, необходимость душевного совершенствования для любого человека.
Коротко об истории появления буддизма. В середине первого тысячелетия до нэ. в староиндийском обществе начинают происходить большие изменения. Значительно развивается аграрное и ремесленное производство, торговля, углубляются имущественные различия между членами отдельных каст. Постепенно усиливается власть монархии, приходит в упадок и теряет своё влияние институт племенной власти. Возникают первые большие государственные образования.
В это же время начинаются поиски и в религиозно-филосовской сфере. Традиционный тому периоду ведический ритуализм и старая, часто примитивная мифология не соответствовали новым условиям. Это можно увидеть хотя бы потому, что основой ведического культа являлась жертва (посредством которой последователь Вед обращается к богам, чтобы обеспечить выполнение своих желаний), брахманы (священнослужители и монахи) являлись прежде всего практическими руководителями ритуалов. Однако именно в ведической литературе появляются основные идеи, которые будут развиты во множестве новых школ, из которых всеиндийское значение приобретут учения джайнизма и буддизма.
Основателем джайнистского учения считается Махавира Вардхамана (жил в VI в. до н. э.). В возрасте 28 лет он покидает родной дом, чтобы после 12 лет философских рассуждений прийти к принципам нового учения.
В джайнистском учении провозглашается дуализм. Сущность личности человека двояка — материальная (аджива) и духовная (джива). Связующим звеном между ними является карма, понимаемая как тонкая материя, которая даёт возможность душе соединяться с грубой материей. Соединение неживой материи с душой узами кармы приводит к возникновению индивида, а карма постоянно сопровождает душу в бесконечной цепи перерождений, влияет на миропонимание человека. Джайнисты подробно разработали концепцию кармы и различают восемь видов разных карм, которые в основе имеют два фундаментальных качества. Злые кармы негативно влияют на главные свойства души, заложенные в ней изначально. Добрые кармы удерживают душу в круговороте перерождений (называемом самсара). И лишь когда человек постепенно избавится от злых и добрых карм, произойдёт его освобождение от пут самсары. Достигается это самоотречением и совершением благих поступков. Бог для них — душа, которая жила в материальном теле и освободилась от кармы
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.