Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский Государственный университет
Кафедра конструирования и технологии радиоэлектронных средств
Лабораторная работа № 2
По дисциплине «Математические основы проектирования электронных средств»
Выполнил:
Студент гр. Р-108
Принял:
Владимир 2010
Цель работы: изучение методов оценки генеральных характеристик по выборочным значениям.
Теоретические сведения.
Выборочные параметры являются случайными величинами. Их отклонения от генеральных параметров (погрешности) также случайны.
Оценка этих отклонений носит вероятностный характер — можно лишь указать вероятность той или иной погрешности. Для этого в математической статистике пользуются доверительными интервалами и доверительными вероятностями.
Пусть для генерального параметра a получена из
опыта несмещенная оценка . Требуется оценить
возможную при этом ошибку. Назначим достаточно большую вероятность
, такую, что событие с вероятностью
можно считать практически
достоверным, и найдем такое значение
, для
которого
.
При этом интервал практически
возможных значений ошибки, возникающей при замене на
, будет
.
Большие по абсолютной величине ошибки будут появляться только с
малой вероятностью
, называемой уровнем
значимости. Выражение можно также интерпретировать как
вероятность того, что истинное значение параметра
лежит в пределах
.
Вероятность γ, называемая доверительной
вероятностью, характеризует надежность полученной оценки.
Интервал называется доверительным интервалом.
Границы интервала называются доверительными границами.
Доверительный интервал определяет точность оценки.
Величина доверительного интервала
зависит от доверительной вероятности, с которой гарантируется
нахождение параметра внутри доверительного
интервала: чем больше величина γ, тем больше и величина
, т. е. чем с большей надежностью
хотим гарантировать полученный результат, тем в большем интервале
значений он может находиться.
Увеличение числа опытов проявляется в уменьшении доверительного интервала (повышении точности оценки) при постоянной доверительной вероятности или в повышении доверительной вероятности (повышении надежности) при сохранении доверительного интервала.
Доверительный интервал для
математического ожидания находится по
неравенству
, где
,
- среднее
арифметическое и стандарт сопротивления в выборке;
-
объем выборки (задается преподавателем);
-
уровень значимости;
- квантиль распределения Стьюдента,
определяемый по уровню
значимости
и числу степеней свободы.
Доверительный интервал для дисперсии
при нормальном законе распределения
равен
, где
- выборочная дисперсия;
,
-
квантили распределения Пирсона, определяемые из табл. П2 приложения по уровню
значимости
и числу степеней свободы
.
Сравнение дисперсий. При обработке наблюдений часто возникает необходимость сравнивать две или несколько выборочных дисперсий. Основная гипотеза, которая при этом проверяется: можно ли считать сравниваемые выборочные дисперсии оценками одной и той же генеральной дисперсии.
В качестве критерия значимости для
сравнения двух дисперсий обычно используется критерий Фишера. Две дисперсии
считаются равными с доверительной вероятностью ,
если выполняется неравенство
, где
выборочные дисперсии определяются по формуле
,
— квантили распределения Фишера, определяемые
из табл. П5 приложения в зависимости от уровня значимости р и
чисел степеней свободы;
— объемы выборок, задаваемые
преподавателем.
При сравнении трех или более дисперсий
выборок одинакового объема используют критерий
Кохрена. Расхождение между дисперсиями считается случайным при
выбранном уровне значимости
, если
, где
- квантиль случайной величины
при числе суммируемых дисперсий
и числе степеней свободы
.
.
При сравнении трех или более дисперсий выборок различного объема
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.