Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Владимирский Государственный университет
Кафедра конструирования и технологии радиоэлектронных средств
Лабораторная работа № 2
По дисциплине «Математические основы проектирования электронных средств»
Выполнил:
Студент гр. Р-108
Принял:
Владимир 2010
Цель работы: изучение методов оценки генеральных характеристик по выборочным значениям.
Теоретические сведения.
Выборочные параметры являются случайными величинами. Их отклонения от генеральных параметров (погрешности) также случайны.
Оценка этих отклонений носит вероятностный характер — можно лишь указать вероятность той или иной погрешности. Для этого в математической статистике пользуются доверительными интервалами и доверительными вероятностями.
Пусть для генерального параметра a получена из опыта несмещенная оценка . Требуется оценить возможную при этом ошибку. Назначим достаточно большую вероятность , такую, что событие с вероятностью можно считать практически достоверным, и найдем такое значение , для которого
.
При этом интервал практически возможных значений ошибки, возникающей при замене на , будет . Большие по абсолютной величине ошибки будут появляться только с малой вероятностью , называемой уровнем значимости. Выражение можно также интерпретировать как вероятность того, что истинное значение параметра лежит в пределах
.
Вероятность γ, называемая доверительной вероятностью, характеризует надежность полученной оценки. Интервал называется доверительным интервалом. Границы интервала называются доверительными границами. Доверительный интервал определяет точность оценки.
Величина доверительного интервала зависит от доверительной вероятности, с которой гарантируется нахождение параметра внутри доверительного интервала: чем больше величина γ, тем больше и величина , т. е. чем с большей надежностью хотим гарантировать полученный результат, тем в большем интервале значений он может находиться.
Увеличение числа опытов проявляется в уменьшении доверительного интервала (повышении точности оценки) при постоянной доверительной вероятности или в повышении доверительной вероятности (повышении надежности) при сохранении доверительного интервала.
Доверительный интервал для математического ожидания находится по неравенству
, где , - среднее арифметическое и стандарт сопротивления в выборке;
- объем выборки (задается преподавателем);
- уровень значимости;
- квантиль распределения Стьюдента, определяемый по уровню значимости и числу степеней свободы.
Доверительный интервал для дисперсии при нормальном законе распределения равен
, где - выборочная дисперсия;
, - квантили распределения Пирсона, определяемые из табл. П2 приложения по уровню значимости и числу степеней свободы .
Сравнение дисперсий. При обработке наблюдений часто возникает необходимость сравнивать две или несколько выборочных дисперсий. Основная гипотеза, которая при этом проверяется: можно ли считать сравниваемые выборочные дисперсии оценками одной и той же генеральной дисперсии.
В качестве критерия значимости для сравнения двух дисперсий обычно используется критерий Фишера. Две дисперсии считаются равными с доверительной вероятностью , если выполняется неравенство
, где выборочные дисперсии определяются по формуле
,
— квантили распределения Фишера, определяемые из табл. П5 приложения в зависимости от уровня значимости р и чисел степеней свободы;
— объемы выборок, задаваемые преподавателем.
При сравнении трех или более дисперсий выборок одинакового объема используют критерий Кохрена. Расхождение между дисперсиями считается случайным при выбранном уровне значимости , если
, где - квантиль случайной величины при числе суммируемых дисперсий и числе степеней свободы .
.
При сравнении трех или более дисперсий выборок различного объема
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.