Федеральное агентство по образованию РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Владимирский государственный университет
Факультет радиофизики электроники и медицинской техники
Кафедра конструирования и технологии радиоэлектронных средств
Лабораторная работа №5
“ Разработка математической модели и оптимизация параметров узла РЭА”
Выполнил:
студент группы РЭ-105
Проверил:
Владимир 2007
Цель работы: изучить методику планирования эксперимента, составить математическую модель узла РЭА и оптимизировать его параметры.
Выполнение работы:
Структурная схема экспериментальной установки представлена на рис. 1. Сигнал с генератора 1 и напряжение питания подаются на двухкаскадный УНЧ. Выходное напряжение измеряется при помощи вольтметра.
Рис. 1 Структурная схема установки. 1 – генератор ГЗ-34; 2 – источник питания БСП-50; 3 – лабораторный макет УНЧ; 4 – вольтметр ВЗ-6; 5 – авометр АВО-5М1.
Матрица ортогонального планирования задаётся в виде совокупности +1 и -1. Для эксперимента с эффектом взаимодействия матрица имеет вид таблицы 1.
Таблица 1. Матрица планирования
Номер опыта |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1 |
+ |
– |
– |
+ |
+ |
– |
– |
+ |
y1 |
2 |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
y2 |
3 |
+ |
+ |
– |
– |
– |
+ |
– |
+ |
y3 |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
y4 |
5 |
+ |
– |
– |
– |
+ |
+ |
+ |
– |
y5 |
6 |
+ |
– |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
y6 |
7 |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
+ |
– |
y7 |
8 |
+ |
+ |
+ |
– |
+ |
– |
– |
– |
y8 |
Так как изменение выходной величины носит случайный характер, то в каждой точке факторного пространства надо проводить m параллельных опытов и результаты усреднять.
Результаты серии опытов представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Номер опыта |
x0 |
x1 |
x2 |
x3 |
Выходной параметр U, B |
|||
1 |
2 |
|||||||
1 |
+ |
– |
– |
+ |
5,3 |
5,4 |
5,35 |
0,0025 |
2 |
+ |
– |
+ |
– |
1,5 |
1,5 |
1,5 |
0 |
3 |
+ |
+ |
– |
– |
5,2 |
5,2 |
5,2 |
0 |
4 |
+ |
+ |
+ |
+ |
4,9 |
4,9 |
4,9 |
0 |
5 |
+ |
– |
– |
– |
2,8 |
2,7 |
2,75 |
0,0025 |
6 |
+ |
– |
+ |
+ |
3,2 |
3,2 |
3,2 |
0 |
7 |
+ |
+ |
– |
+ |
8,7 |
8,8 |
8,75 |
0,0025 |
8 |
+ |
+ |
+ |
– |
2,5 |
2,5 |
2,5 |
0 |
Результаты измерений усредняются по формуле:
Для первого опыта:.
Для второго опыта: . И так далее для всех опытов
Дисперсия среднего значения количественно характеризует ошибку воспроизводимости опытов; определяется по формуле:
, где m – число серий опытов; j – изменяется от 1 до m; i –изменяется от 1 до N.
Для первого опыта:
Аналогично рассчитывается и для других опытов.
Проверка однородности дисперсий проводится по критерию Кохрана:
Экспериментальное значение Gэ сравнивается с табличным значением GТ. Если выполняется условие Gэ<GТ, то дисперсии однородны.
Табличное значение определяется при заданном уровне значимости p=0.05 и числах степеней свободы f1=m-1=2-1=1, f2=N=8. Тогда GТ=0.680.
Так как условие выполняется (0.680<0,333), то дисперсии однородны.
Для трехфакторного эксперимента уравнение регрессии имеет вид:
, где x1, x2 и x3 определяют знак коэффициента регрессии в соответствии с планом эксперимента.
Коэффициент регрессии определяется по формуле:
, где xij определяет знак в соответствии с планом эксперимента, то есть
и т.д.
С учетом данных таблиц 1 и 2 получаем:
Аналогичным образом рассчитываются коэффициенты b2, b3, b12, b13, b23.
Значения коэффициентов регрессии приведены в таблице 3.
Таблица 3.
Коэффициент |
b0 |
b1 |
b2 |
b3 |
b12 |
b13 |
b23 |
b123 |
Значение |
4,27 |
1,07 |
-1,24 |
1,28 |
-0,39 |
0,21 |
-0,26 |
-0,03 |
Таким образом, уравнение регрессии имеет вид:
y = 4,27+1,07 x1 -1,24x2 +1,28 x3 - 0,39 x1x2 - 0,26x2 x3+0,21 x1x3 -0,03∙x1x2x3
Значимость коэффициентов регрессии оценивается по критерию Стьюдента.
Во-первых, определяется ошибка эксперимента:
Дисперсия коэффициента регрессии определяется по формуле:
Коэффициент регрессии значим, если
, где t – коэффициент Стьюдента. Для данного эксперимента t=2.37.
Результаты проверки значимости коэффициентов представлены в таблице 4.
Таблица 4.
коэффициент |
b0 |
b1 |
b2 |
b3 |
b12 |
b13 |
b23 |
b123 |
|
значение |
4,27 |
1,07 |
-1,24 |
1,28 |
-0,39 |
0,21 |
-0,26 |
-0,03 |
|
tS(b)=9,0510–3 |
|||||||||
значим? |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
да |
|
Таким образом, все коэффициенты являются значимыми, уравнение регрессии не упрощается.
По полученному уравнению регрессии определяются значения результатов каждого опыта, сравниваются с экспериментальными (см таблицу 5).
Таблица 5.
Номер опыта |
Значения |
|
экспериментальные yэ |
расчетные yр |
|
1 |
5,35 |
5,35 |
2 |
1,5 |
1,51 |
3 |
5,2 |
5,19 |
4 |
4,9 |
4,91 |
5 |
2,75 |
2,75 |
6 |
3,2 |
3,19 |
7 |
8,75 |
8,75 |
8 |
2,5 |
2,51 |
Проверка адекватности проводится с помощью критерия Фишера. Критерием адекватности является выполнение следующего условия: , где Fp – расчетное значение критерия Фишера:
.
Здесь – остаточная дисперсия:
, где n – число независимых параметров: d = n; – значение выходного
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.