Лекция 2.
Философия Древнего Востока
1.Запад и Восток как социокультурные категории
2.Философия Древней Индии
3.Философия Древнего Китая
1.Запад и Восток как социкультурные категории
Особенности Востока.
Государство – элемент базиса – азиатский способ производства. Отсюда:
1.Невычлененность индивида из коллектива.
2.Слабость отдельных собственников.
3.Корпоративность.
4.Слабая классовая дифференциация.
Указанные факторы обусловливали традиционализм Востока, делали религию господствующей формой общественного сознания, а касту жрецов – влиятельной социальной силой.
2.Религия Древней Индии.
Середина второго тысячелетия до нашей эры – вторжение ариев на север Индии. Они принесли с собой Веды (Ригведа, Самаведа, Яджурведа, Атхарваведа). Комментарии к Ведам – брахманы, комментарии к брахманам – упанишады (наставления). Брахманы – ритуальная сторона религии, упанишады - философия религии. Соединительное звено между ними – араньяки (лесные книги).
Философия упанишад. Нирвана, сансара, карма и дхарма.
Философские школы Индии.
Джайнизм. Основатель – Махавира Вардхамана (6 век до н.э.). Прозвище - Джина. Последний из 24-х тиртханкаров. Джива, аджива, карма. Триратна: правильное понимание, правильное познание и правильная жизнь. Строгий аскетизм.
Буддизм. Сиддхартха Гаутама (580 – 480 гг. до н. э.). Четыре благородные истины. Правильная жизнь: не вредить живым существам, не брать чужого, не прелюбодействовать, не вести праздных и лживых речей, не употреблять опьяняющих напитков. Для монахов: не пой и не танцуй, не употребляй вещей, имеющих сильный запах и интенсивный цвет, не спи на широких и удобных постелях, не ешь в неположенное время.
Материалистические школы. Индийский историк философии Мадхава (14 век) в труде "Собрание всех философий указывает на существование 16 школ.
Локаята (чарвака). По имени основателя Чарвака. Отрицание загробной жизни, закона кармы, и сансары.
Системы индуизма: санкхья, йога, вайшешика, ньяя, миманса, веданта.
Санкхья – учение о пракрити. Пракрити – первичная материальная причина мира. Сначала она существовала в нерасчлененном аморфном виде, а потом под влиянием трех качественных элементов (гуны) произошло ее превращение в мир живых существ и предметов.
Параллельно пракрити существует абсолютная душа – пуруша. При соединении пракрити и пуруши возникает 25 исходных принципов, среди которых наряду с материальными (вода, воздух, земля), имеется и интеллект и самосознание.
Йога. Создана Патанджали. Самообладание (яма), овладение дыханием (асана), изоляция чувств от внешних влияний (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна) и отторжение (самадхи).
Вайшешика. Основатель – Канада. 1 век н.э. Существует вечный циклический процесс возникновения и упадка. Имеется устойчивый элемент – ану (атом). Атомы неуничтожимы, никем не созданы. Обладают семнадцатью качествами (гуна). Все телесные и нетелесные вещи имеют общую сущность, ибо состоят из девяти субстанций: вода, огонь, земля, эфир, атман (душа).
Ньяя. Основатель – Ашкапада Готама. Дополняет вайшешику. Акцент – на проблемах логики и гносеологии. Средства достоверного познания – чувствование, заключение и заключение посредством аналогии.
Миманса. Первый сохранившийся текст принадлежит Джаймини. (Между 2 веком до н. э. и 2 веком н.э.). Возвещает возврат к Ведам. Слово (шабда), очевидность (артхапати) и отсутствие (абхава) – источники познания Вед.
Веданта – буквально "конец Вед". Самый старый текст – трактат Бадараяны (2 век). Трактат очень сухой и непонятный. Гораздо более понятны комментарии Шанкары.
Единственная реальность, из которой все возникает, - брахма. Мир явлений (майя) только кажимость, причина которой кроется в незнании (авидья). Выход из круговорота рождений заключается в знании (видья), т.е. в рассмотрении всего с точки зрения высшей истины. На ее основе достигается осознание того факта, что мир во всей его изменчивости – сплошной обман и что неизменной реальностью является брахма.
3.Философия ДревнегоКитая
Конфуцианство.
Конфуция (551- 479 гг. до н.э.). Собственное имя – Кун цю. "Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив с другими не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями". Дэ – добродетель, жэнь – гуманность, доброта, ли – церемониал, и – долг. Сыновья братская добродетель – сяо ти. Патернализм. Традиционализм.
Мэн цзы - последователь Конфуция (371 – 289 гг. до н.э.). Природа человека добра.
Сюнь-цзы – другой последователь Конфуция (3 век до н.э.). Полемизирует с Мэн-цзы. Человек по природе зол.
Даосизм. Лао-цзы. (Настоящее имя, как сообщает ханьский историк Сым Цяень, Лао Дань). Родился (недостоверно) в 604 г до н.э. Прожил якобы 160 лет. Чжуа-цзы (настоящее имя Чжуан Чжоу) (369-286 г до н.э.). Пропагандист даосизма.
Моизм. Мо Ди (479 – 391 г до н.э.). Учение о всеобщей любви и взаимной пользе. Альтернативно конфуцианству.
Легизм. Шэнь Бухай (400 –337 г до н.э.). Хань Фэй Цзы – наиболее выдающийся представитель легизма (ум. 233 г до н.э.). Природа человека дурна. Человек должен быть предметом манипулирования.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.