Философия Древнего Востока. Особенности Востока. Слабая классовая дифференциация

Страницы работы

2 страницы (Word-файл)

Содержание работы

Лекция 2.

Философия Древнего Востока

1.Запад и Восток как  социокультурные категории

2.Философия Древней Индии

3.Философия Древнего Китая

1.Запад и Восток как социкультурные категории

Особенности Востока.

Государство – элемент базиса – азиатский способ производства.  Отсюда:

1.Невычлененность  индивида из коллектива.

2.Слабость отдельных собственников.

3.Корпоративность.

4.Слабая классовая дифференциация.

Указанные факторы обусловливали  традиционализм Востока,  делали религию господствующей формой общественного  сознания, а касту жрецов – влиятельной социальной силой.

2.Религия Древней Индии.

Середина второго тысячелетия до нашей эры – вторжение ариев на север Индии. Они принесли с собой Веды  (Ригведа, Самаведа,  Яджурведа, Атхарваведа).  Комментарии к  Ведам – брахманы,  комментарии к брахманам – упанишады (наставления). Брахманы – ритуальная сторона религии,  упанишады -  философия религии. Соединительное звено между ними – араньяки (лесные книги).

Философия упанишад. Нирвана,  сансара, карма и дхарма.

Философские школы Индии.

Джайнизм. Основатель – Махавира Вардхамана (6 век до н.э.). Прозвище -  Джина. Последний из 24-х тиртханкаров. Джива, аджива, карма. Триратна:  правильное понимание, правильное познание и правильная жизнь. Строгий аскетизм.

Буддизм. Сиддхартха Гаутама (580 – 480 гг. до н. э.). Четыре благородные истины. Правильная жизнь: не вредить живым существам, не брать чужого,  не прелюбодействовать, не  вести праздных и лживых речей, не употреблять опьяняющих напитков. Для монахов: не пой и не танцуй, не употребляй вещей, имеющих сильный запах и интенсивный цвет,  не спи на широких и удобных постелях,  не ешь в неположенное время.

Материалистические школы. Индийский историк философии Мадхава (14 век) в труде "Собрание всех философий  указывает на  существование 16  школ.

Локаята  (чарвака).  По имени основателя Чарвака. Отрицание загробной жизни, закона кармы, и сансары.

Системы индуизма:  санкхья, йога, вайшешика, ньяя,  миманса, веданта.

Санкхья – учение о пракрити. Пракрити – первичная материальная причина мира.  Сначала она существовала в нерасчлененном аморфном виде, а потом  под влиянием трех качественных элементов (гуны) произошло ее превращение в мир живых существ и предметов.

Параллельно пракрити существует абсолютная душа – пуруша. При соединении пракрити и пуруши возникает  25 исходных принципов, среди которых наряду с материальными (вода, воздух, земля),  имеется и интеллект и самосознание.

Йога. Создана Патанджали.  Самообладание (яма), овладение дыханием (асана), изоляция чувств от внешних влияний (пратьяхара), концентрация мысли  (дхарана), медитация (дхьяна) и  отторжение (самадхи).

Вайшешика. Основатель – Канада. 1 век н.э.  Существует вечный циклический процесс возникновения и упадка. Имеется устойчивый элемент – ану (атом). Атомы неуничтожимы, никем не созданы. Обладают семнадцатью качествами (гуна). Все телесные и нетелесные вещи  имеют общую сущность, ибо состоят из девяти субстанций: вода, огонь, земля, эфир,  атман (душа). 

Ньяя. Основатель – Ашкапада  Готама.  Дополняет вайшешику. Акцент – на проблемах логики и гносеологии. Средства достоверного познания – чувствование, заключение и заключение посредством аналогии.

Миманса. Первый     сохранившийся текст  принадлежит Джаймини. (Между 2 веком до н. э. и 2 веком н.э.). Возвещает возврат к Ведам. Слово (шабда), очевидность (артхапати) и отсутствие (абхава) – источники познания Вед.

Веданта – буквально "конец Вед". Самый старый текст – трактат Бадараяны (2 век). Трактат очень сухой и непонятный. Гораздо более понятны комментарии Шанкары.

Единственная реальность, из которой все возникает, - брахма. Мир явлений (майя) только кажимость, причина которой кроется в незнании (авидья). Выход из круговорота рождений заключается в знании (видья), т.е. в рассмотрении всего с точки зрения высшей истины. На ее основе достигается осознание того факта, что мир во всей его изменчивости – сплошной обман и что неизменной реальностью является брахма.

3.Философия  ДревнегоКитая

Конфуцианство.

Конфуция (551- 479 гг. до н.э.). Собственное имя – Кун цю.  "Если благородный муж точен и не растрачивает времени, если он вежлив  с другими не нарушает порядка, то люди между четырьмя морями являются его братьями". Дэ – добродетель, жэнь – гуманность, доброта, ли – церемониал, и – долг. Сыновья  братская добродетель – сяо ти. Патернализм. Традиционализм.

Мэн цзы  - последователь Конфуция (371 – 289 гг. до н.э.). Природа человека добра.

Сюнь-цзы – другой последователь Конфуция (3 век до н.э.). Полемизирует с Мэн-цзы. Человек по природе зол.

Даосизм. Лао-цзы. (Настоящее имя, как сообщает ханьский историк Сым Цяень, Лао Дань). Родился (недостоверно) в  604 г до н.э. Прожил якобы 160 лет. Чжуа-цзы (настоящее имя Чжуан Чжоу) (369-286 г до н.э.). Пропагандист даосизма.

Моизм. Мо Ди (479 – 391 г до н.э.). Учение о всеобщей любви и взаимной пользе. Альтернативно конфуцианству.

Легизм. Шэнь Бухай  (400 –337 г до н.э.).  Хань Фэй Цзы – наиболее выдающийся представитель легизма (ум. 233 г до н.э.). Природа человека дурна. Человек должен быть предметом манипулирования.

Похожие материалы

Информация о работе