Философия науки и техники. Философские основания современного научного познания

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Из книги С.Е. Ячина "Философские основания современного научного познания. Владивосток, 1998.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ И ТЕХНИКИ

Философия и наука. Логика развития научного знания. История науки как методологическая проблема. Модели описания истории науки. Наука как общественный институт и вид человеческой деятельности. Научный метод. Структура научного знания. Наука и техника. Современная проектная культура.

ФИЛОСОФИЯ И НАУКА[1]

(Возникновение философии науки как особой темы)

В настоящее время философия и наука достаточно ясно понимают свою взаимную автономность, специфику тех задач, которые призваны и способны решать. Философия давно отказалась от претензии быть «наукой наук», а наука перестала оспаривать важность «метафизических» проблем как оснований и предпосылок, на которых она сама строится, а равным образом и эвристическую роль философских идей для развития научных теорий и методологическое значение философии.

В первой теме было отмечено, что философия и наука исходят из различных «способностей» человеческого сознания (представляют его различные модальности): философия есть способность к размышлению (развертыванию мысли из себя самой), а наука основана на рассуждении о предметном мире, выставлении предметов на суд человека.

Характеризуя одним словом, что такое наука (научное познание), её можно обозначить как исследование. Исследование (или расследование) предполагают:

• схематическую строгость;

• наличие метода и прежде всего экспериментального;

• институционализацию (разделение труда и специализацию познания)

Различие и единство философии и науки основаны, тем самым, на онтологическом порядке мира: философия есть учение о бытии (как сфере возможного, идеального, временного, смыслового), а наука в целом есть учение о суш ем (о всем том что имеет пространственную локализацию, что сосуществует.

Такое отношение становится ясным только "по завершению метафизики", т.е. философской позиции, которая базируется на различении бытия и сознания, С точки зрения метафизики различие между научным и ненаучным относится только к сфере знания, а не к порядку бытия. Поскольку в этой ситуации структура знания и познания будет фундирована различением "эпиcmeме" и "докса", то внутреннее различение эпистемного знания оказывается скрытой предпосылкой и философского и научного познания.

Понимание специфики областей интересов науки и философии сложилось не сразу и во многом явилось результатом той критики философии, которая была предпринята последовательно в рамках позитивизма - лингвистической философии (неопозитивизма, логического позитивизма) - аналитической философии.

С достаточной определенностью можно утверждать, что формирование философии науки как специальной области философии порождено аналитическим методом, который всегда существовал в самой европейской философской традиции.

Позитивизм (О. Конт, Э. Мах, П. Дюгем), полагая науку (и оправданно) сферой опытного знания, рассматривал философию как «костыли науки», которые были необходимы, пока наука не научилась самостоятельно ходить, т.е. в период её детства. Зрелая наука не нуждается в классической метафизике, ей достаточно позитивного знания - знания о фактах и эмпирических закономерностях. Задача научной теории, в этой связи, дать систематизацию фактов и установить закономерности их связи, для чего достаточно одного здравого смысла. Исповедовать подобные взгляды можно было при определенных эпистемологических условиях: когда научная картина мира выглядела

Похожие материалы

Информация о работе