Личностный подход на уроке математики. Новизна системы, страница 2

Специфика Л. О. образования в отличие от других концепций Р.О.  заключается в ориентации на преимущественное развитие субъективности (субъектности ученика), на обеспечение его саморазвития, тогда как остальные концепции Р.О. во главу угла ставят интеллектуальное развитие, а развитие субъективности является своего рода побочным продуктом. По О.Н. Крутовой: «Субъективность – комплекс способностей, позволяющих человеку быть хозяином своей судьбы, автором своей жизненной стратегии, творцом самого себя.

Выделяются три позиции в Л.О. подходе к образованию:

I (Якиманская Ираида Сергеевна) ученик- субъект познания, строить обучение на основе субъективного познавательного опыта ученика , предоставляя возможность реализовать себя в познании, в учебной деятельности. Необходимо научить: способам мышления и учебной деятельности, обеспечивая его индивид. развитие. Субъектность личности (индивидуальность) проявляется в избирательности к познанию мира (содержанию, виду и форме его представления), устойчивости этой избирательности, способах проработки учебного материала, эмоционально-личностном отношении к объектам познания..

II( Сериков В.В.) рассматривает ученика как субъекта жизнедеятельности, предлагает строить обучение с учетом жизненного опыта ученика (не только опыта познания, но и общения, продуктивной деятельности, творчества и т.д.). Ученик становится  не только субъектом познания, т.е.  своей учебной деятельности, но и всей своей жизни. Необходимо развить не только интеллектуальное развитие, но и способности к стратегической деятельности, креативность, критичность, способности к самоопределению, систему потребностей и мотивов, саморазвитию.

III (Бондаревская Евгения Васильевна) развития индивидуальности (субъективности) ученика не только в обучении, но в личностно-ориентированном целостном педагогическом процессе. Она настаивает не только на принципе природосообразности, (т.е. следованию специфике возрастных периодов), но и на культуросообразности педагогического процесса – ребенок развивается не только как субъект познания, субъект жизнедеятельности, но и как субъект культуры, ее носитель, хранитель, пользователь и творец.

Главной чертой технологии в отличие от методики является особая нацеленность на результат.Можно сказать так: технологий Л.О. образования, как жестких алгоритмов, гарантирующих определенный уровень личностного роста, не существует. Есть некий открытый набор условий, при сочетании которых обеспечивается запуск процессов саморазвития. Эту совокупность условий Петровский В.А. назвал «методикой виртуальной субъективности».

Л.О. технологии ставят в центр образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и  субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (такие технологии называют антропоцентрическими).

Таким образом, Л.О. технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.

В рамках Л.О. технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.

Гуманно-личностные технологии отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они «исповедуют» идеи всестороннего уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение.