Логика как наука, ее значение для педагогики.
От слова "логос" (мысль, слово, разум, закономерность). Основные смыслы:
1.Закономерности объективной действительности (логика классовой борьбы).
2.Совокупность правил мышления.
3.Наука о правильном мышлении.
Понятие истины. Формы абстрактного мышления.
Естественные и искусственные языки: определение, виды, функции.
Знаковая информационная система. Функции 1)выражение, 2)коммуникация.
Язык логики: постоянные и переменные.
Семантические категории
Предложения
1.Повествовательные
2.Вопросительные
3.Побудительные
Выражения, играющие определенную роль в составе предложения
1а)Дескриптивные термины
1.Имена предметов. (Простые: стол, сложные: самый северный город в мире, собственные: Амур, общие: стол"). (Последнее означает класс предметов). (Деление нестрогое).
2.Функциональные знаки - выражения, означающие предметные функции (например, тангенс или знак корня).
3.Предикаторы - выражения, обозначающие свойства или отношения, наличие которых у соответствующих предметов утверждается или отрицается в суждениях (талантливый, горький, большой). Одноместные предикаторы выражают свойства, а многоместные отношения:
Сергей - брат Василия (двухместный). Тверь - между Питером и Москвой (трехместный).
1б)Логические термины
1.Конъюнкция
2.Дизъюнкция (двух видов)
3.Кванторы (существования и общности)
4.Импликация
5.Отрицание
6.Эквиваленция
Логическая константа - функтор, сохраняющий свое значение в любом рассуждении. В качестве логических констант выступают слова "все", "некоторые", "суть", "и", "или", "если, то" и.т.д.
Индивидные переменные - x, y, z.
Пропозициональные переменные - p, q, r.
Предикатные переменные - P, Q, R.
Если данный стержень является железным или медным, то он хороший проводник тепла и электричества.
p >q
(r v s) >(t и u)
((x есть P) v (х есть Q)) > ((х есть R) и (х есть S))
Три формы записи этой мысли.
История логики. Формальная и символическая логика.
Первые учения возникли в древней Индии, но современная логика опирается на труды Аристотеля. Он отделил форму речи от содержания, открыл атрибутивную форму высказываний, описал основные виды атрибутивных суждений и правильных способов их обращения, создал законченную теорию категорических силлогизмов. Его ученики Теофраст и Эвдем (мегарская школа) сделали то же самое в отношении условных и разделительных силлогизмов. Стоики (в первую очередь Хрисипп) разработали теорию доказательств. Эпикурейцы заложили основы индуктивного метода. В сочинениях Цицерона принята латинизированная терминология. В средние века занимались в основном комментированием. В эпоху Возрождения дедукция отвергается в пользу индукции. Галилей (17 век) восстанавливает дедукцию в правах и вводит понятие гипотетико-дедуктивного метода. В том же направлении шла мысль Декарта и Лейбница. Индуктивный метод стал развивать Ф.Бэкон. За ним последовал Милль. Г.Фреге в 1789 г. создает исчисление высказываний в строго математической форме.
Формальная логика - наука о закономерностях правильного мышления, т.е. такого мышления, при котором достигается переход от ранее установленных положений к новому знанию на основе мыслительных схем, сложившихся в результате многократного повторения в процессе постижения истины.
25.Понятие о формах и законах мышления.
Логическая форма мысли - ее строение. Выражается с помощью символов. Все S есть Р или "Если S есть P, то S есть P_41_0. Логическая форма - та сторона рассуждения (доказательства, вывода, аргументации), которая не зависит от содержания данного рассуждения. Закон логики - необходимая, повторяющаяся, устойчивая связь между мыслями. Основные законы: тождества, непротиворечия, исключенного третьего, достаточного основания. Первые три закона открыты Аристотелем. Кроме основных, существует множество неосновных формально-логических законов. В математической логике закон - тождественно-истинная формула.
26.Закон тождества, его роль в познании и педагогике.
В процессе определенного рассуждения всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе. При нарушении этого закона возникает ошибка подмены понятий или подмены тезиса. Закон придает мышлению ясность и определенность. Выражается формулой а >a (в логике высказываний) или А >А (в логике классов). В обучении - избегать омонимии и использования синонимов без соответствующих пояснений.
27.Закон непротиворечия, его роль в познании и педагогике.
"Невозможно что-либо вместе утверждать или отрицать" (Ленин). Два противоположных суждения не могут быть истинными в одно и то же время в одном и том же отношении". (Е и А; А и О; Е и I). Предохраняет против путаницы.
Используется для дихотомического деления понятий.
28.Закон исключенного третьего.
Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано.
(Е и I; А и О). Единичные суждения типа "Это S есть P и Это S не есть P..
Действует только в отношении контрадикторных суждений. В аристотелевой логике законы исключенного третьего и непротиворечия друг из друга невыводимы. К высказываниям о будущем данный закон может быть применен лишь в отдельных случаях (когда возможность предсказать будущее событие имеется). В противном случае суждения оказываются неопределенными. Степень неопределенности выражается через понятие вероятности
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.