ХРИСТИАНСТВО НА ЗАПАДЕ В XVII-XIX ВЕКАХ
Формирование буржуазного строя. Огромное расширение мира. Сотни миллионов новообращенных. Кризис монастырского землевладения. Упрочение абсолютизма. Борьбв против религии и церкви. Английский и французский деизм, французский материализм и атеизм.
Рим переходит к упорной обороне с попытками контрнаступления. Постоянные конфликты с местными властями по поводу разных материальных вопросов: обложение налогами церквей, монастырей и духовных орденов, претензии папства на монополию в некоторых областях торгово-промышленной и ростовщической деятельности и т.д. На этой почве были конфликты с Венецианской республикой, с Людовиком XIV, с Австрией. Не помогали ни проклятия, ни отлучения, ни ландскнехты. Мощное орудие – орден иезуитов. В 18 веке орден достиг вершины своего могущество. Его люди были разосланы повсюду: Индия, Южная Америка, Япония, Конго, Мадагаскар и даже Тибет. Вели торговлю, основывали предприятия. В Парагвае даже учредили свое государство. (Хотя формально территория принадлежала Португалии). Ими было сформулировано учение пробабилизма. При решении любого морального вопроса надо исходить не из каких-либо абсолютных и категорических моральных законов, а из того, что в данных условиях и применительно к конкретному случаю может быть признано «возможным». С начала второй половины 18 века против ордена поднимется волна возмущения. Против него выступают почти все королевские и княжеские дворы в Европе. Против него подняли и купцы, которым орден составлял конкуренцию. В 1773 году папа Климент 14 вынужден был специальной буллой объявить о роспуске и запрещении ордена «на вечные времена». Мотивировка глухая: при сохранении ордена невозможно сохранить мир в церкви. Говорилось, что орден не может уже приносить пользы, ради которой он был основан.
Папа Пй 7 восстановил орден иезуитов в 1814 г.
Буржуазия робко поднимала голову против религии и церкви. 16 век – скептицизм (Монтень, Бейль). Монтень: схоластическая теория есть совокупность писаний о писаниях, не обогащающая человеческих знаний.
Юм отрицал возможность рационально-логических доказательств бытия бога, а Кант считал, что все логические доказательства несостоятельны, поэтому остается признать существование бога только постулатом практического разума.
Юм считал, что религиозные представления – продукты фантазии, побуждаемые страхом и потребностью в утешении.
Деизм в Англии – Дж. Толанд, Дж. Локк.
Франция – Руссо, Вольтер. Вольтер сравнил бога с часовщиком.
П.Гассенди - родоначальник атеистической линии.
Ж.Мелье, Ж. Ламетри, Д. Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций.
Началась научная критика Библии. Первый шаг сделал придворный врач Людовика 14 Жан Астрюк. Установил сложный состав Пятикнижия и наличие нескольких источников.
Вольтер дважды заключался в Бастилию. Дидро тоже сидел в тюрьме, а его книги по приговору парижского парламента публично сжигались. В 1770 и 1771 гг. папа Климент 14 издал специальные декреты, осуждавшие произведения Дидро и Вольтера. Собор французской церкви принял специальное решение, осуждавшее книгу Гольбаха «Система природы». В 1775 г. папа Пий 6 опубликовал специальную энциклику против вольнодумной литературы.
Французскую революцию папа встретил с негодованием. В речи 20 марта 1990 года, произнесенной в тайной консистории, он обрушился на решения Генеральных Штатов, в которых разрешалась свобода мыслить. Выступил с гневным осуждением Людовика 16, обращался к Екатерине 2 с просьбой организовать поход против революционной Франции. Когда Людовика казнили, гневно осудил это деяние. Свобода – лживая приманка для людей, равенство – химера. Но примерно половина священников присягнула Конвенту. Некоторые заявляли о своем отречении от веры. И не только католические попы, но и иудейские раввины. Священники активно поддержали контрреволюцию.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.