Ислам в конце средневековья и в новое время. Позиции ислама в 16-18 веках

Страницы работы

Содержание работы

ИСЛАМ В КОНЦЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И В НОВОЕ ВРЕМЯ

Государственно-политические позиции ислама в 16-18 вв.

В 1453 году турки-османы захватили Константинополь. В 1492 г. испанский король Фердинанд Католик захватил Гренаду, изгнав мусульман из Пиренеев. В 1502 году с воцарением сефевидской династии возникло в Иране сильное государство. Идеология – ислам шиитского толка. В 1526 году появилось государство Великих Моголов, просуществовавшее почти два века. На территории Индонезии около 1520 г. распалось индуистское государство и возникли мелкие княжества, возглавляемые мусульманскими династиями. В 1517 г османский халиф провозгласил себя главой мусульманского мира. Эта новость была встречена без энтузиазма как шиитами, так и суннитами.

При Акбаре, царствовавшем в империи Моголов с 1556 по 1605 г., имели место интересные события. Он сильно расширил территорию своего государства за счет завоеваний, но на новых землях проживало население, исповедовавшее самые разные религии. Акбар провозгласил принцип веротерпимости. Разрешил своим указом употребление вина и свинины. Учредил синкретическую форму культа и провозгласил полную реформу культа и религии. Главный смысл реформы – игнорирование вероисповедных различий и разногласий. Основное требование – благоговение перед божеством. После смерти Акбара все было забыто.

Ислам в условиях развития буржуазных отношений на Ближнем Востоке.

Ваххабизм. В 1730-1731 гг. Мухаммед ибн Абд аль-Ваххаб развернул среди кочующих аравийских арабских племен свою проповедь. В 1744-1745 гг. к нему примкнули основные массы кочевников. Один из шейхов Ибн Сауд взял на себя военное и политическое руководство движением. Главная идея – возврат к первоначальному исламу. Следовать только Корану. Все, что наслоилось в исламе на протяжении последующих столетий, для мусульманина необязательно. Особое внимание единобожию. Культ святых нарушает монотеизм. С отменой культа святых значительно упростилась обрядовая сторона ислама. Между богом и людьми посредники не нужны. Отрицание монашества. Не употреблять вина, не курить, не заниматься гаданием, не верить в приметы. Рационалистический аскетизм.

Под знаменем борьбы за чистоту ислама начались завоевательные походы. Сначала захватили Аравийский полуостров. В 1802 г. в руках ваххабитов были шиитские святыни Ирака,  а потом и Мекка и Медина. В 1811-1818 гг. египетский властитель Мухаммед Али оттеснил ваххабитов в Неджд, но там они обосновались прочно. Именно там положил начало династии Ибн Сауд.

Ваххабитство проникло в Индию. Первый руководитель и идеолог Валиулла  (умер в 1762 г.). В 20-х годах 19 века Сайид Ахмад Барелви обосновал в Патне «Братство борцов за веру». Началась священная война. Сначала она велась с сикхами. В 1849 г. англичане захватили Пенджаб и лишили сикхов самостоятельности. После этого принялись за ваххабитов. Верхушку купили, она признала джихад против англичан незаконным. Англичане были провозглашены покровителями ислама.

Движение сенуситов. Во главе – религиозный орден Сенусия, который был основан в 30-е годы 19 века в Мекке алжирцем Мухаммедом ибн Али ас- Сенуси. Потом центр ордена был перенесен в Киренаику. С 1885 г. главной резиденцией ордена стал оазис Джерабуб (Киренаика). В религиозно-догматическом отношении ничего нового. Главное – высоконравственная аскетическая жизнь. Главный лозунг – джихад. С середины 19 века в новых исламских сектах получила распространение концепция, согласно которой концу света и страшному суду должно предшествовать появление пророка – махди. В шиитских сектах махди должен был предшествовать 12 имаму. В суннитских он имел самостоятельное значение.

К концу 19 века сенуситы завоевали огромную территорию, охватывающую. Все оазисы Сахары. В начале 20 в. Италия вознамерилась отобрать у Турции Триполитанию и Киренаику – территории, населенные сенуситами. У Турции отобрали, но сенуситы не дали воспользоваться плодами победы.

Движение бабидов. Молодой ширазский купец Сеид Али Мухаммед объявил себя Бабом – вратами, через которые верующий мусульманин получит доступ к Аллаху и в его царствие. До этого он проживал в Кербеле, где находился в контакте с главой общины шейхитов Сеидом Казимом Решти. Когда Решти умер, его последователи занялись поиском преемника, который продолжал бы готовить народ к приходу нового имама. Один из деятелей секты мулла Хуссейн увидел в Бабе качества, дающее ему право считаться преемником Решти. В догматическом отношении движение бадитов – нечто неопределенное. Главное – социальная программа. Нет – засилию эксплуататоров-феодалов. Нет – хищничеству шиитского духовенства. Полная свобода торговой деятельности и ростовщичества. Более простая обрядность. Нет – намазу, нет – пятничной молитве. Нет – женскому неравноправию и вообще всякому унижению женщины. В 1847 г. Баб был арестован шахскими властями и отправлен в Тегеран. Во время его заключения в 1848 г. в Иране разразились восстания под бабидскими лозунгами. В разгар восстаний в 1850 г. Баб был казнен. После его смерти мулла Мухаммед Али возглавил восстание. Он проявил массу энергии, но не смог победить. В 1852 г. восстание было разгромлено.

Из тюрьмы Баб передал своему последователю Яхье рукописи, сопроводив их наставлением дописать недостающие 8 глав книги «Бейян». Ну, а если явится на свет «тот, кого проявит господь» в качестве последнего пророка, то он, Яхья, должен отменить «Бейян» и взять на себя полное руководство всем движением.

«Проявленным» пожелал стать сам Яхья. Он переименовал себя в Субх и-Эзеля, что означает «утро вечности». Из Тегерана он сумел перебраться в Багдад, чтобы там на территории, подвластной Турции, вновь сколачивать бабидские общины.

У Субх и-Эзеля был старший брат Хусейн Али, также принимавший участие в бабидском движении. Отбыв несколько месяцев тюремного заключения после событий 1852 года, он при невыясненных обстоятельствах  тоже сумел убежать в Багдад. Он присвоил себе имя Беха-Уллы, что означает «блеск бога». Началось долголетнее соперничество между братьями, доходившее до взаимных покушений. Турецкое правительство переправило их сначала в Стамбул, а потом в Адрианополь. Потом их расселили. Младшего брата поселили на Кипре, а старшего – в Палестине. Младший брат остался на позициях бабизма, а старший стал создавать новую религию. Была написана книга «Китабе Акдес», что означает «самая священная книга».

Лозунги «Религия нужна как объединяющее начало. Если она является причиной раздора, то лучше совсем ее не иметь».

Сын Аббас-эффенди выбрал себе имя Абдулбеха (раб блеска божьего) усилил синкретическую и космополитическую тенденцию. «Мировой экономический вопрос должен быть разрешен».  «Все люди братья и равны между собой. У всех одни права». Надо чтобы «бедность исчезла, чтобы всякий, насколько это возможно и соответственно своему сану и положению имел свою долю комфорта и благосостояния».

В 80-90 годы в Судане развернулось движение махдизма. Возглавил движение суданский дервиш Мухаммед Ахмед. В 1871 г. он обосновался на нильском острове Абба, откуда рассылал странствующих дервишей по всей стране. Летом 1881 г. он провозгласил себя махди и изложил программу действий. В 1885 г. войска восставших вязли Хартум. Было создано государство, в котором установились уравнительные порядки. Потом произошло его феодальное перерождение. В 1898 г. англо-египетские войска уничтожили государство.

Похожие материалы

Информация о работе