Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации и регулирования совместной жизни людей.
Социальные институты никто не придумывает, а они образуются постепенно в результате реализации какой-либо потребности людей в определенной сфере. Напр., из потребности в охране общественного порядка возник институт милиции (полиции). Сам процесс утверждения в обществе того или иного социального явления в качестве социального института называется институционализацией, т.е. упорядочение, стандартизация, организационное оформление и законодательное урегулирование. Так, потребность людей в повышении эффективности хозяйственной деятельности привел к организационному оформлению и законодательному закреплению института рыночных отношений (специализированное товарное производство, частная собственность, свободный товарообмен и купли-продажа, свободные цены, конкуренция и т.д.)
12. Основные группы социальных институтов и их функции.
Выделяют 4 основных группы социальных институтов, выполняющие определенные функции:
1) экономические – призваны обеспечить организацию и управление экономикой в целях ее эффективного развития: а) отношения собственности закрепляют материальные и другие ценности за определенным хозяином и дают возможность последнему получать от этих ценностей доход, б) деньги призваны служить всеобщим эквивалентом в обмене товаров, в) заработная плата служит средством вознаграждения работнику за его труд и т.д.
2) политические – связаны с установлением определенной власти и управлением обществом: государство, суд, армия, политические партии и т.д.
3) духовные – поддерживают в обществе моральные ценности (моральные нормы) и включают науку, образование, воспитание и т.д.
4) институты в сфере семьи – первичное и ключевое звено всей социальной сферы (семья, материнство, отцовство, брак, дети и т.д.)
13. Структура социальных институтов.
Структура социальных институтов – это взаимосвязанная совокупность внутренних социально-экономических элементов (относящихся к культуре общества) 5 основных групп:
1) духовно-идеологические элементы – чувства, идеалы и ценности:
а) для семьи – любовь, преданность, честность, семейный очаг, воспитание детей и т.д.,
б) для бизнеса – личная выгода, престиж фирмы, доходность, расширение дела и т.д.,
в) для государства – целостность общества, мир в нем, его процветание и т.д.,
2) материальные элементы:
а) для семьи – дом, квартира, мебель, дача, машина, компьютер, счет в банке и т.д.,
б) для бизнеса – завод, оборудование, офис, магазин, транспорт, склад и т.д.,
в) для образования – учебный кабинет, классная доска, учебники и т.д.
3) поведенческие элементы:
а) для семьи – душевность, уважение, доверие, взаимопомощь, доброжелательность и т.д.,
б) для бизнеса – профессионализм, законопослушность, ответственность, исполнительность и т.д.,
в) для армии – строгая дисциплина, следование уставу, подчинение приказам и т.д.
4) культурно-символические элементы:
а) для семьи – брачный ритуал, обручальные кольца, дни рождения и т.д.,
б) для религии – крест, иконы, свечи, религиозные праздники, священные облачения и т.д.,
в) для государства – герб, флаг, гимн, инаугурация и т.д.
5) организационно-документальные элементы:
а) для семьи – регистрация брака, свидетельство о браке, рождении и т.д.,
б) для бизнеса – акционерные общества, уставы, договоры, контракты и т.д.,
в) для государства – конституция, законы, президент, парламент и т.д.
- 6 -
14. Социальное поведение и его факторы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.