представляется, что ПЗИ России необходимы не в качестве источника финансирования, а скорее как средство внедрения новых технологий и передовых способов организации бизнеса. Благодаря весьма высокой норме сбережений (порядка 30%) финансовые ресурсы образуются в стране в избытке. При условии грамотной инновационной политики, если инвестиции направляются, в первую очередь, а современные высокотехнологичные производства и используются последние достижения научно-технического прогресса, нынешний скромный уровень ПЗИ может быть вполне достаточным.
В-четвертых, если рассматривать привлечение прямых инвестиций в качестве внешнего источника капитала, призванного компенсировать его нелегальный отток, из России, следует рассмотреть структуру ПЗИ, которые состоят из приобретения акций, реинвестированной прибыли и внутрифирменных кредитов. Объем инвестиции в основной капитал может быть увеличен только за счет последних двух компонентов. В случае, когда, например, транснациональная компания ВР Amoco фактически приобретает за 6,75 млрд. долл. акции российских компаний (активы TNK International), не создается никаких прямых предпосылок для увеличения вложений в производственные активы за счет этой огромной суммы, которые получили за свои акции их владельцы. Приобретение акций составляет в целом в мире порядка 60% ПЗИ . Для стран Центральной и Восточной Европы эта доля в последние годы выросла до 80%. Таким образом, эффект влияния ПЗИ на рост производства может быть существенно ниже, чем от заемных средств.
Другая сторона реализации потенциала наращивания прямых иностранных инвестиций в РФ заключается в условиях их привлечения.
В связи с сокращением официального льготного финансирования развивающихся стран и финансовыми кризисами, связанными с привлечением ссудного капитала, растет спрос на более долгосрочные и стабильные формы инвестиций. Среди развивающихся стран развернулась конкуренции за привлечение ПЗИ. Эта конкуренция требует не просто политики "открытых дверей", а активного создания и предоставления особых преимуществ для иностранных инвесторов. В частности, для подготовки экономической структуры в соответствии с ожиданиями прямых инвесторов требуется большой объем длительной последовательной работы высококвалифицированных специалистов, связанной с потенциально высокими издержками. Взаимодействие с "целевыми сегментами" инвесторов и их информационное обеспечение на порядок сложнее, чем организация стимулов финансового и налогового характера. В России такая работа не ведется.
Эффективным инструментом привлечения прямых зарубежных инвестиций во многих странах Латинской Америки и Восточной Европы была приватизация государственных предприятий, что подтверждается совпадением динамики доходов от приватизации в развивающихся странах с динамикой ПЗИ. С 1995 г. по 1999 г. ежегодные объемы приватизации увеличились с 10 млрд. долл. до более чем 40 млрд. долл.. а ПЗИ выросли с 96 млрд. до 156 млрд., затем оба процесса пошли на спад. В России все доходы от продажи государственной собственности в период активной приватизации (до1998 г.) составили 7,5 млрд. долл. План продажи государственных пакетов акций, предусмотренный для 2002 г.. Был выполнен РФФИ только на 10%, и все непроданные пакеты автоматически "перешли" в программу дня 2003 г. Аналогичная ситуация характерна и для 2003 г.. Причины заключаются в неликвидности большинства пакетов. Крупные приватизационные сделки являются единичными. В государственной (смешанной) собственности остаются крупные предприятия или сектора экономики, однако эти отрасли неструктурированны, в этих
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.