При решении задач необходимо установить:
1) общий и критический объёмы продаж в натуральном и стоимостном исчислении графическим способом;
2) общий и критический объёмы продаж в натуральном и стоимостном исчислении математическим способом;
3) размер прибыли:
· при объёме продаж, равном мощности предприятия;
· при снижении объёма продаж на 20%;
· при увеличении объёма продаж на 25%;
4) критический объём продаж при росте уровня постоянных расходов на 15%;
5) критический объём продаж при снижении уровня цен на 10 %.
6) Зону безопасности бизнеса:
· при объёме продаж, равном мощности предприятия;
· при снижении объёма продаж на 20%;
· при увеличении объёма продаж на 25%;
7) Маржинальный доход.
Вариант 4.
Производственная мощность, шт. |
2000 |
Цена за ед. изд., руб. |
1800 |
Условно-постоянные расходы, тыс. руб. |
540 |
Удельные переменные расходы, руб/ед. |
1260 |
Решение:
1. Размер прибыли
Общий объем продаж найдем по формуле:
В=Оп*Ц,
Где В-выручка;
Оп- объем продаж;
Ц-цена за единицу изделия.
Объем продаж равном производственной мощности составил 3,6 млн. руб. при цене 1800 руб.
2000 шт.*1800 руб.= 3600000 руб.
При снижении объема продаж на 20%:
1600 шт. *1800 руб.= 2880000 руб.
При увеличении объема продаж на 25%:
2500 шт.* 1800 руб. =4500000 руб.
2. Определение критического объема продаж графическим способом
Данный способ основан на построении двух линий: линии совокупных затрат (У = а + bx) и линии выручки (У` = цена * х). Пересечение этих линий - точка безубыточности
На системе координат по оси абсцисс отложим объём производства продукции. Максимальная величина производства - мощность предприятия, составляющая 2500 изделий. Разобьём 2500 изделий с шагом, например, 250 изделий и отложим значения на оси абсцисс.
По оси ординат откладываем доходы и расходы. Максимальная выручка может составлять 4500 тыс. руб. Сделаем шкалу с шагом, например, 250 тыс. руб. Отложим на графике постоянные расходы, составляющие по условию задания 540 тыс. руб. Так как постоянные расходы не зависят от объёма производства и продаж продукции, товаров (услуг), то линия прямых расходов параллельна оси абсцисс.
Определим сумму совокупных расходов по формуле:
СИ = Рпост. +(Р у. п. х Он),
Где СИ –совокупные издержки;
Рпост. Условно-постоянные расходы;
Ру.п. – удельные переменные расходы;
Он =Цена за единицу изделия.
В связи с тем, что переменные расходы зависят от объёма производства и продаж, то необходимо определить их сумму как минимум, в двух точках графика. Например, для максимального объёма производства, составляющего 2500 изделий, и 1000 изделий. Затем необходимо определить сумму совокупных издержек, отложить их значения на графике и провести линию совокупных расходов.
СИ = 540000 руб.+(2500шт.*1260 руб)= 3690000 руб
СИ= 540000 руб. +(1000 шт.*1260 руб)= 1800000 руб.
Проведём линию выручки, предварительно рассчитав её значения как минимум, для двух значений объёма производства продукции.
В= 2500 шт.* 1800 руб. =4500000 руб.
В=1000 шт.*1800 руб. = 1800000 руб.
Линии выручки и совокупных расходов пересекутся в точке, которая называется «Точкой безубыточности, порогом рентабельности, мёртвой точкой». До «точки безубыточности» - ТБ предприятие будет нести убытки, выше этой точки – будет иметь прибыль.
Опустив перпендикуляр на ось абсцисс, определим критический объём продаж в натуральном выражении.
Критический объем продаж в натуральном выражении равен 1000 шт.
Умножив критический объём продаж, исчисленный в натуральном выражении на цену продаж, определим критический объём продаж в стоимостном выражении.
Критический объем продаж в стоимостном выражении равен 1000 шт.*1800Руб.=1800000 руб.
Критический объем продаж при росте уровня постоянных доходов на 15%:
540000руб.*1,15=621000руб.
СИ = 621000 руб.+(2500шт.*1260 руб)= 3771000 руб
СИ= 621000 руб. +(1000 шт.*1260 руб)= 1881000 руб.
Критический объем продаж в натуральном выражении равен 1150 шт.
Критический объем продаж в стоимостном выражении равен 1150 шт.*1800Руб.=2070000 руб.
Критический объем продаж при снижении уровня цен на 10%:
Цена будет равна 1620 руб.
В= 2500 шт.* 1620 руб. =4050000 руб.
В=1000 шт.*1620 руб. = 1620000 руб.
Критический объем продаж в натуральном выражении равен 1500 шт.
Критический объем продаж в стоимостном выражении равен 1500 шт.*1620Руб.=2430000 руб.
3). Определение критического объёма продаж математическим способом:
О кр = Рпост: (Ц – Р у. п.)
О кр = 540000 руб. / (1800 – 1260) = 1000 изделий
При увеличении постоянных расходов:
621000/(1800-1260)=1150 шт.
При уменьшении уровня цен:
540000/(1620-1260)=1500 шт.
4) Определяем размер прибыли:
Уровень прибыли можно рассчитать различными способами.
Валовая прибыль рассчитывается как разница между выручкой и полной себестоимостью реализованной продукции.
ВП = В – Сс,
где ВП – валовая прибыль;
В – выручка от реализации продукции, товаров (услуг);
Сс – полная себестоимость реализованной продукции.
Прибыль в операционном анализе определяется как разница между
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.