Прогнозирование деловой среды предприятия. Сущность и виды прогнозирования, основные методы

Страницы работы

Содержание работы

Тема 3: Прогнозирование деловой среды предприятия

Вопросы:

1. Сущность и виды прогнозирования

2. Основные методы прогнозирования

3. Прогнозирование отдельных сфер деятельности предприятия

1. Сущность и виды прогнозирования

Прогнозирование представляет собой процесс научного предвидения будущего, который предполагает описание возможного состояния объектов, процессов и проблем. Результатом прогнозирования является информация, которая служит основой для принятия плановых решений.

Основой прогнозирования являются как формальный (т.е. математический) подход, так и способность человека к интуитивным умозаключениям.  Интуиция, в свою очередь, базируется на предсказании и предугадывании. Предсказание основано на предчувствиях, которые складываются в результате работы подсознания. Предугадывание использует эрудицию, опыт и знание обстоятельств.

Прогноз, как результат прогнозирования, представляет собой суждение о состоянии объекта или окружающей его среды в будущем, которое может быть выражено в словесной или иной форме (например, графической). Он отличается от плана целым рядом признаков:

1. Прогноз составляется с большей степенью неопределенности

2. Он определяет возможное состояние среды или вероятность достижения поставленных целей

3. Предметом прогноза на предприятии являются преимущественно внешние факторы деятельности, либо самые общие показатели (объем продаж, стоимость рабочей силы, риски срыва планов).

4. Для обоснования прогнозов используются укрупненные и экспертные (т.е. наименее конкретные) нормы

5. Прогноз носит информирующий, консультативный характер и не обязывает к принятию какого-либо решения.

Прогнозирование бывает трёх  типов: поисковое, нормативное, творческое (основанное на творческом видении будущего)

Поисковое прогнозирование строится по направлению «от прошлого к будущему». Оно бывает двух разновидностей – экстраполятивное и альтернативное.

Экстраполятивное (традиционное) прогнозирование исходит из того, что развитие исследуемого процесса происходит гладко и непрерывно. Следовательно, прогноз можно осуществить простой проекцией (экстраполяцией) прошлого в будущее. Для этого необходимо выявить тенденцию развития процесса в прошлом и перенести ее в будущее. Экстраполятивный подход широко распространен на практике и является основой для большинства методов прогнозирования.

Альтернативное (новаторское) прогнозирование основано на том, что состояние деловой среды является неустойчивым и подвержено постоянным изменениям. Поэтому процесс развития предприятия может носить не только гладкий и непрерывный, но и скачкообразный и прерывистый характер. Следовательно, чаще всего имеется несколько вариантов развития в будущем. Данный подход позволяет во-первых, объединить оба способа развития предприятия и получить синтетическую картину будущего, а во-вторых создавать прогнозы, включающие несколько вариантов, каждый из которых лежит в основе особого сценария будущего.

Нормативное прогнозирование предполагает определение ориентиров на будущее и оценку развития предприятия, исходя из этих ориентиров. Оно строится  от будущего к прошлому.

Прогнозирование на основе творческого видения будущего использует  субъективное знание прогнозиста и чаще всего выражается в форме утопий и антиутопий. Несмотря на кажущуюся отдаленность от экономики, творческие прогнозы хорошо дополняют традиционные поисковые и нормативные. Могут использоваться для непосредственного предсказания будущего предприятия.

Классифицируются не только типы прогнозирования, но и сами прогнозы. Например:

- По временному охвату выделяют долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные;

- По характеру воздействия на будущий результат – активные и пассивные;

- По способу представления  результатов – точечные и интервальные;

- По территориальному охвату – глобальные, национальные, региональные, локальные;

- По охвату рынка – по рынку  в целом и по рынкам отдельных товаров.

2. Основные методы прогнозирования

Вся совокупность методов прогнозирования в зависимости от степени однородности делится на:

- простые (основанные на одном способе получения информации) и

- комплексные (основанные на сочетании нескольких способов)

Помимо этого, в зависимости от характера базовой информации методы прогнозирования делятся на:

- Фактографические (формализованные), используемые в поисковом прогнозировании;

- Экспертные (интуитивные), используемые прежде всего в нормативном прогнозировании;

- Комбинированные (сочетают формализованную и экспертную информацию).

Фактографические методы имеют дело с информацией об уже случившихся явлениях, зафиксированной на каком-либо физическом носителе (т.е. формализованной). Они делятся на статистические, экономико-математические  и опережающие. Статистические методы основаны на построении и анализе динамических рядов параметров объектов прогнозирования. Наиболее распространены из этой группы экстраполяция, интерполяция, метод аналогий, параметрический метод, корреляционно-регрессионный анализ. Экономико-математические методы предполагают использование математических моделей для прогнозирования основных параметров экономических процессов и взаимосвязей между ними.  Опережающие методы основаны на свойстве научно-технической информации опережать реализацию научно-технических достижений. Самый распространенный из них – анализ публикаций.

Экспертные методы применяются при недостатке или отсутствии формализованной информации. Основаны на использовании интуитивных умозаключений специалистов в выбранной сфере прогнозирования. Ситуации, в которых прибегают к экспертным методам:

1. Отсутствие  учетно-статистических данных, на которых можно построить количественный прогноз.

2. Отсутствие аппаратных, программных и кадровых ресурсов для обработки имеющейся формализованной информации

Похожие материалы

Информация о работе