Прогнозирование надежности. Прогнозирование надежности с учетом предварительной информации, страница 6

4.  находятся частные потенциалы φg,I .

5.  частные потенциалы суммируются, и определяется знак полученного суммарного потенциала.

6.  по знаку суммарного потенциала выносится решение о том останется ли изделие надежным в течение определенного при обучении распознающей функции срока. Если окажется, что потенциал очень близок к точке перехода распознающей функции через 0, то весь процесс необходимо повторить, задав меньший интервал времени. Для этого собственно и необходимо обучение распознающей функции для различных интервалов времени. В конце процедуры выносят окончательное суждение о надежности изделия и указывают на какой интервал времени оно распространяется, т. е. в течение какого времени надежность контролируемого изделия будет иметь приемлемое значение.

ПЗ.6-7.4.5. Пример метода индивидуального прогнозирования качества изделия.

Определить распознающую функцию, если на обучение поставлено 10 приборов. В качестве контролируемых параметров выбраны: I, U2, U3. Параметр, определяющий работоспособность,– коэффициент усиления Ку. Признаком отказа является К<55. Измерение параметров производится в моменты времени t=0, а коэффициент усиления – через t = 1000 ч работы усилителя. Время прогнозирования, поэтому, равно 1000 ч.


На основании измерении контрольных параметров в процессе обучения составим таблицу по форме таблице ПЗ.6-7.5.

Произведем нормирование параметров по формуле хiнi и заполним таблицу ПЗ.6-7.6.

Вычислим коэффициенты связи — условные расстояния Rij — между значениями нормированных параметров по формуле

где i– номер основного прибора; j– номер прибора, связь с которым определяется: pkik-й параметр i-го прибора; pkjk-й параметр j-го прибора; N— число параметров.

Подпись: Таблица ПЗ.6-7.7.
Условные	Приборы
расстояния	1	2	3	4	5	6	7	8	9	10
1	0,00	3,1	5,96	9,03	10,13	14,34	16,39	19,03	21,78	25,15
2	3,18	0,00	2,88	5,90	6,97	11,17	13,23	15,84	18,62	21,99
3	5,96	2,88	0,00	3,08	4,30	8,43	10,71	13,12	15,87	19,25
4	9,03	5,90	3,08	0,00	1,51	5,39	7,46	10,07	12,80	16,18
5	10,13	6,97	4,30	1,15	0,00	4,24	6,26	8,87	11,71	15,02
6	14,34	11,17	8,34	5,39	4,4	0,00	2,11	4,71	7,46	10,84
7	1639	13,23	10,51	7,46	6,26	2,11	0,00	2,62	5,41	8,76
3	19,03	15,84	13,12	10,07	8,87	4,71	2,62	0,00	2,86	6,16
9	21,78	18,62	15,87	12,87	11,71	7,46	5,41	2,86	0,00	3.41
10	25,15	21,99	19,25	16,18	15,02	10,84	8,76	6,16	3,41	0,00

Значение Rij записываем в таблицу ПЗ.6-7.7. (R12=R21=3,18). В качестве распознающей функции принимаем

Формула получена экспериментальным путем. Частные значения распознающих функций, полученных на основании таблицы ПЗ.6-7.7., запишем в таблицу ПЗ.6-7.8.

Например, φ61=φ16= 1/(1+3*14,344=8*10-6.

Суммарное значение распознающей функции для каждого прибора определяется суммированием частных значений и записывается в таблицу ПЗ.6-7.8.

Подпись: Таблица ПЗ.6-7.8.
Приборы	Приборы
	1	2	3	4	5	6	7	8	9	10	φΣ*10-7
1		-0,003	-3.10-4	-5.10-5	-3.10-5	+8.10-6	+5.10-6	+3.10-6	+15.10-7	+8.10-7	-33617
2	-3.10-3		-5.10-3	-3.10-4	-14.10-5	+21.10-6	+11.10-6	+5.10-6	+3.10-6	+14.10-7	-84000
3	-3.10-4	-5.10-3		-37.10-4	-97.10-5	+7.10-5	+28.10-6	+11.10-6	+5.10-6	+2.10-6	-60183
4	-5.10-5	-3.10-4	-37.10-4		-6.10-2	+4.10-4	+1.10-4	+3.10-5	+12.10-4	+5.10-6	-63503
5	-3.10-5	-14.10-5	-97.10-5	-6.10-2		+1.10-4	+2.10-4	+5.10-5	+18.10-6	+7.10-6	-598650
6	-8.10-6	-21.10-6	-7.10-5	-4.10-4	-1.10-3		+16.10-3	+7.10-4	+1.10-4	+24.10-6	+153250
7	-5.10-6	-11.10-6	-8.10-6	-1.10-4	-2.10-4	+16.10-3		+7.10-3	+5.10-4	+6.10-5	+232160
8	-3.10-6	-5.10-6	-11.10-6	-3.10-5	-5.10-4	+7.10-4	+7.10-3		+5.10-3	+2.10-4	+128000
9	-15.10-7	-3.10-6	-5.10-6	-12.10-6	-18.10-6	+1.10-4	+5.10-4	+5.10-4		+24.0-4	+7960
10	-8.10-7	-14.10-7	-2.10-6	-5.10-6	-7.10-6	+24.10-6	+6.10-5	+2.10-4	+24.10-4		+26780

Например, φΣ1=-33617*10-7.

Таблица 1.7-8.15. - итоговая распознающая функция, позволяющая определить принадлежность испытуемого прибора либо к классу годных, либо к классу негодных по надежности: если φΣ меньше нуля, прибор не удовлетворяет требованиям.

Пример использования распознающей функции. Определить, к какому классу относится прибор, если его параметры I=0,8 A; U2=0,95 В; U3=l,5 В.

Ø Определим нормированные значения параметров исследуемого прибора: IН=10; U= 52,78; U,= 4,43.

Ø Найдем Ri: R1,11=8,79; R2,11=5,71; R3,11=2,85; R4,11=0,22; R5,11=2,17; R6,11=5,81; R7,11=7,88; R8,11= 10,48; R9,11= 13,16; R10,11= 16,55.

Ø Определим наводимые потенциалы: φ1,11=– 6*10-5; φ2,11=–3*10-4; φ3,11=–5*10-3; φ4,11=-59*10-2φ5,11= –15*10-3; φ6,11 = +3*10–4; φ7,11= +9*10–6; φ8,11= +3*10–6; φ9,11= 1*10–5; φ10,11= 15*10-5.

Ø Суммарный потенциал

Так как суммарный потенциал имеет знак минус, то исследуемый прибор относится к классу В (см. рисунок ПЗ.6-7.2.), т. е. он не удовлетворяет требованиям надежности.

Индивидуальное прогнозирование не получило еще достаточно широкого применения в инженерной практике, но оно, несомненно, заслуживает внимания, так как такой контроль имеет чрезвычайно большое значение для изделий, входящих в состав систем. Он позволяет сделать вывод об индивидуальных свойствах исследуемого изделия. При удачно выбранной прогнозирующей функции и контролируемых параметрах можно контролировать индивидуальную надежность изделия и существенно сократить продолжительность контроля. Основная трудность этого контроля — в этапе обучения. Сокращение времени обучения может быть достигнуто использованием приемов сокращения объема и времени испытаний (аппроксимацией прогнозирующих параметров; использованием информации о надежности, полученной либо расчетно-аналитическим методом, либо методом моделирования).

Внедрение машинных методов для решения задач индивидуального прогнозирования - важная задача совершенствования контроля надежности в современной технике.