Приложение 1 (продолжение)
Карта наблюдения №2
(31.03.2003)
Наблюдаемые - учебная группа, состоящая из 22 человек, которые сдают государственный экзамен. Порядок очередности студентов на госэкзамене был решен с помощью жребия, без конфликтов. Члены группы предпочитали не общаться, все разбились на микрогруппы.
Обстановка - ситуация разворачивалась в учебной аудитории. Первые, сдающие экзамен студенты, пришли за 30 минут до прихода секретаря. Наблюдалось очень большое волнение, тревога, некоторые принимали успокаивающие средства, суетились, но никто не повторял изученный материал.
Цель деятельности - Данная ситуация закономерна. Цель группы совместная, что определяется самой ситуацией. Формальная цель всей группы - сдать госэкзамен, неформальная цель - сдать экзамен только на высокий балл.
Социальное поведение - После того, как были разобраны экзаменационные билеты, наблюдалась большая концентрация внимания и сосредоточенность. Все молчали и работали. Уровень тревоги как казалось, снизился. При ответах первых экзаменующихся напряжение и тревожность вновь стала возрастать: все внимательно и с переживанием слушали первые ответы. После того, как экзаменаторы отпускали отвечающих студентов и при убеждении, что никто из присутствующей комиссии не желает "завалить" студентов, тревога снова немного снизилась.
Также очень напряженно экзаменующиеся ожидали результатов госэкзамена. Некоторым студентам требовалась помощь для успокоения. Но постепенно уровень напряженности снижался и примерно к 12 часам дня наблюдалось относительно уравновешенное состояние большинства.
Учебная группа также была разрозненна, большинство сдавших экзамен просто предпочитали уйти куда-либо поодиночке или парами. Все собрались только по мере приближения времени объявления результатов, здесь также наблюдалась ситуация волнения. После объявления результатов было очевидно общее облегчение и чувство коллективной радости.
Частота и продолжительность - данная ситуация длилась с 7 ч.30 мин. утра до 14 ч.00 мин. дня. Эта ситуация уникальна в своем роде, т.к. госэкзамен сдается один раз в учебном году выпускниками. Данная учебная группа больше не будет сдавать госэкзамен, и повторить ситуацию его сдачи с этой группой не представляется возможным.
Приложение 1
Карта наблюдения № 1
( за период 19.03.03-31.03.03)
Наблюдаемые - 22 студента группы СП-981, учебная группа разбита на 3 микрогруппы, характер взаимоотношений нейтральный. В микрогруппах нет четко выделенного лидера.
Обстановка - консультации перед госэкзаменом, наблюдаемые ведут себя напряженно, заметна большая и постоянная концентрация внимания, беспокойство, суетливость. Наблюдается появление раздражительности, эмоциональной несдержанности при приближении даты госэкзамена (особенно явно проявляется подобное поведение с 26.03.03)
Цель деятельности группы - наблюдаемая ситуация закономерна, цель учебной группы - получение необходимой информации, подготовка к госэкзамену.
Социальное поведение - деятельность группы направлена на достижение цели - получить высокий балл при сдаче госэкзамена. Наблюдается высокий уровень общей тревожности в учебной группе. Личностная тревожность отдельных студентов влияет на общее состояние группы. В группе не возникает противоречий, все возникающие конфликтные ситуации решаются очень быстро конструктивным способом. Всё внимание сосредоточено на приближающейся дате. Некоторые студенты отмечают (в ходе интервью), что их жизнь теперь делится датой госэкзамена "жизнь до 31 марта и после". Общение происходит преимущественно с более приятными членами группы для каждого студента. Наблюдается сознательное отгораживание себя от нежелательных контактов, ненужной и неприятной информации, замыкание в себе. Растет напряжение, чувство усталости. Неадекватное поведение некоторых членов группы выражается в безразличие, панике, суетливости, смешливом настроении, желании быть постоянно в одиночестве.
Частота и продолжительность - с 19 марта по 31 марта 2003 г. Уникальность данной ситуации заключается в том, что она не может повториться, и студенты ведут себя адекватно ситуации.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.