Развитие маркетинговых технологий в учреждениях культуры

Страницы работы

14 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

© В.Е. Новаторов

Новаторов В.Е. Развитие маркетинговых технологий в учреждениях культуры // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2004. ‑ № 2.

В.Е. Новаторов

Развитие маркетинговых технологий в учреждениях культуры

Маркетинговые  технологии играют всё более ощутимую роль в развитии современных социально-культурных процессов. Театры и концертные залы, культурно-досуговые центры и библиотеки, туристические агентства и музеи – эти и другие социально-культурные учреждения ведут активную борьбу за потребителя, стремясь в максимально возможной мере компенсировать издержки  традиционно недостаточного бюджетного финансирования.

Период всеобщей «моды» на маркетинг, когда важные его положения и принципы чаще всего просто декларировались, фактически завершается. Пришло время реальной  разработки и внедрения маркетинговых технологий с учетом особенностей деятельности учреждений культуры определённых типов.  Поначалу казалось, что рыночный механизм управления организациями социально-культурной сферы универсальны, но со временем становилось всё очевиднее, что у клуба и библиотеки, парка культуры и музея, боулинг-центра и казино свой особый маркетинг, не только базирующийся на общих принципах, но и отражающий природу и содержание конкретного вида социально-культурной деятельности. В настоящей статье рассматриваются некоторые аспекты маркетинговой деятельности в учреждениях культуры различных типов. Для начала кратко остановимся на характеристике социально-культурной деятельности, выявим её некоторые «парадигмальные оттенки».

Социально-культурная деятельность эволюционизировала в России неравномерно. Из её «недр» спорадически вырывались революционные по своему характеру и содержанию «протуберанцы». Зародившееся в XIX веке внешкольное образование, деликатное и интеллигентное по своей изначальной сути,  в первые же годы советской власти превратилось по воле большевиков в тенденциозную и крикливую политико-просветительную работу. Мало что изменилось в последней и после ее переименования в 1940 году в культурно-просветительную работу. Те же плакатность и амбициозность, те же коммунистические партийность и идейность, те же трафаретные приемы организации людей в сфере досуга, те же методическая беспомощность и некомпетентность.

Политические и экономические потрясения конца 80-х - начала 90 -х годов буквально всколыхнули болото культпросвета. К жизни была вызвана культурно-досуговая деятельность, потребовавшая от вчерашних кульпросветработников небывалой гибкости и изобретательности, хозяйственной смекалки и предприимчивости. Вторгшаяся в «культурные пределы» рыночная экономика застигла организаторов досуга в самое неблагоприятное для них время: вчерашний профессиональный багаж уже не работал, а новый еще только предстояло обрести в нелегких поисках

Похожие материалы

Информация о работе