Музей как предмет теории и методики социально-культурной деятельности

Страницы работы

8 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Деятельность современного музея следует рассматривать с учетом влияния социально-экономических факторов, специфики создания и функционирования духовных ценностей в условиях рыночных отношений.

Придание музеям статуса некоммерческих учреждений, учет их продукции в составе валового внутреннего продукта (ВВП) страны требует переосмысления сложившихся стереотипов, согласно которым экономически значимые продукты производятся только в сфере материального производства (промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и т.д.).

В рыночной экономике музей – полноправный агент воспроизводственного процесса. Однако механическое, без учета его специфики, перенесение на музейное дело элементов рыночной экономики представляется бесперспективным. Музейные услуги – это «товар» особого рода, в котором реализуется культурно-просветительная функция. Следует признать, что общепринятое в мировой статистике деление на товары и услуги не вполне корректно. Поскольку, согласно общепринятым положениям экономической теории, под товаром понимается продукт труда, произведенный для обмена, услуга – тоже товар, но не обладающий вещной формой, который наравне с продуктами материального производства участвует в обмене.

Результат труда работников музея – это культурно-просветительная услуга, в которой сконцентрированы информационная, нравственная, психологическая, культуросозидающая и другие составляющие, обеспечивающие разностороннее развитие личности.

Потребитель музейного продукта – посетитель музея – получает эстетическое удовлетворение, эмоциональный заряд и главным образом историко-культурную, художественную первичную информацию. Музейный продукт как источник первичной информации может тиражироваться и воспроизводиться, только повторяя данный полезный эффект, который определяется в основном квалификацией и мастерством музейных экскурсоводов, научных сотрудников, хранителей. Здесь исключительную роль играет личностный фактор, который не является экономической категорией. Эмоциональные взлеты экскурсоводов, открытия научных сотрудников, кропотливая работа хранителей и рынок – понятия явно не корреспондирующиеся. Вместе с тем реалии нашего времени требуют компромиссных вариантов и поиска принципиально новых для музеев экономико-правовых и организационно-управленческих решений.

Стремление с максимальной полнотой удовлетворить интересы и запросы разных групп населения предопределило развитие интегральных форм социально-культурной деятельности музея. В решении единых задач объединяются музеи разного профиля, формируется творческое сотрудничество музеев с учебными заведениями, трудовыми коллективами

Похожие материалы

Информация о работе