Проблемы определения социальной сущности и особенностей социально-культурной деятельности

Страницы работы

7 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

© В.Н. Рябушев

Рябушев В.Н. Теория социально-культурной деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств. – Улан-Удэ, ИПК ВСГАКИ, 1999. – 172 с.

Проблемы определения социальной сущности и особенностей социально-культурной деятельности

Российское общество проходит полосу глубоких перемен. Все признают, что страна переживает переходный период, а для переходных состояний характерно наличие элементов прежнего и фрагментов нового.

Их взаимодействие противоречиво, а порой порождает сложную, кризисную быстро меняющуюся ситуацию в социально-политической жизни России, "сотканной" из проблем разного порядка.

Еще в 1992 году эксперты "СовЭкон" просчитали два основных сценария перехода России на новый путь развития, где в своих расчетах они учитывали только лишь социально-экономические факторы, а социально-культурная сфера осталась вне их внимания.

За последнее десятилетие произошли и происходят поистине грандиозные социально-экономические и духовные культурные перемены в образе жизни россиян, а это настоятельно требует осуществления целого комплекса программ, направленных на смягчение социальной напряженности в обществе, которая связана с ростом безработицы, с переориентацией населения к условиям новой экономической системы отношений, которая является в социальном плане наиболее жесткой.

Поэтому сегодня социально-культурная ситуация в обществе носит разнонаправленный, динамичный характер, который еще малоизучен и его оценки крайне противоречивы.

И все же, на наш взгляд, уже "вырисовываются" некоторые отличительные черты современной социально-культурной ситуации, и ее можно определить следующим образом:

во-первых, происходит кардинальное изменение мировоззренческих установок, общеметодологических принципов, когда на смену "моноидеологии" марксизма-ленинизма приходит конституционно закрепленное многообразие идеологий, и ни одна из них не может быть объявлена государственной, общеобязательной;

во-вторых, происходит решительный поворот к человеку, его потребностям, интересам и запросам. Личность становится наивысшей ценностью, возводится в центр государственной политики, стратегии и тактики деятельности всех органов государственного управления, утверждается концепция приоритета прав человека в социально-культурной деятельности над правами государства в этой сфере, его структур, партий, общественных организаций и находит свое отражение, в 9-ой статье Основ законодательства РФ о культуре;

в-третьих, многие десятилетия социально-культурная сфера развивалась унифицировано. На этом пути было много издержек и немало завоеваний, обретений. Сейчас с ростом национального самосознания все пристальнее внимание к национальной идентичности поликультурности народов, населяющих государство российское, основательно стал меняться характер их взаимоотношений. Все более отчетливее и упрощеннее выстраиваются горизонтальные связи "центр - субъект суверенностей", которые приобретают новое наполнение и формы;

в-четвертых, происходит пересмотр отношения качественной истории социально-культурной деятельности. В технологии социально-культурной деятельности включается большое количество "забыты форм досуга многонационального населения России. Содержание досуговых программ стало обогащаться материалами отечественных философов, писателей

Похожие материалы

Информация о работе