БИЛЕТ № 1
ВОПРОС № 2
Сценарий как художественно-педагогическая программа.
Сценарий. Понятие, структура, характеристика основных элементов.
Исследованием данного вопроса занимались в своих работах: Марков, Маршак, Хализев, Еременко, Фрумкин, Шилов, Аль и т. д.
В основе слова «сценарий» - сцена. Следовательно,
Сценарий – произведение, предназначенное для сцены.
Сценарий – это последовательное изложение того, что должно происходить на сцене, изложение сюжета.
Сценарий,– пишет В. Хализев, это произведение, где наряду с монологами и диалогами персонажей ответственное место занимают словесные или графические изображения того, что зрители увидят на сцене.
Сценарий – это строительство видимых периодов.
Именно такое определение дают С. В. Шубин и С. М. Студеникина, при этом они рассматривают сценарий как четвертый самостоятельный род литературы, наравне с эпосом, лирикой и драмой, в котором синтезировались элементы эпоса, лирики и драмы.
Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие.
Сценарий предназначен для постановки на сценической площадке. Сценарий рассчитан не на показ, а на рассказ.
Что касается сценария культурно-досуговых программ, то это произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим (иногда - к лиро-эпическим), отражает те или иные масштабные явления социальной жизни.
Тем не менее, сценарий культурно-досуговой программы строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий игрового художественного фильма. Он обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении.
Марков в своей книге «Сценарно - режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба » определяет
Сценарий КДП - как художественную программу педагогического воздействия, решающую конкретные педагогические задачи.
Компоненты сценария:
1. Любой сценарий начинается с творческого замысла, в котором в образно-художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления.
На значимость замысла указывал еще великий немецкий поэт Гёте, который отмечал, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла.
Существует множество определений понятия «замысел».
· А.Д.Жарков и В.М.Чижиков в своём учебнике «Культурно-досуговая деятельность» дают следующее определение замыслу:
Замысел - это движущая пружина в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущей культурно-досуговой программы, отдельного номера.
· Так, например Н.Шилов определяет…
Замысел - как «внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действия».
· М.И.Маршак - как «запись особенно интересных форм и деталей будущего сценария, предположения относительно материала».
· В.С.Еременко же рассматривает…
Замысел - как «представленный в воображении, образно оформленный, композиционно изложенный план будущего произведения».
· Но нам наиболее полным и правильным кажется определение О.И Маркова:
Замысел - это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой, временной и пространственно-пластической разрешенности.
Замысел, по мнению Маркова, никогда не будет новаторским, подлинно смешным и оригинальным, если в нем не будут отчетливо проступать эстетические пристрастия человека, художника, режиссера.
В основе замысла культурно-досуговой программы, прежде всего, лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, который автор хочет затронуть, то, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, то есть, жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение.
2. Сама «тема» происходит от греческого слова, буквально означающее «то, что положено в основу».
Существует множество определений понятия «тема»:
· О.И. Марков понимает под…
«Темой» - круг жизненных интересов, явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.
· А.Д. Жарков и В.М.Чижиков, Г.М.Фрумкин и Н. Шилов понимают под…
Темой то, о чем автор хочет поведать зрителю.
· Д.И.Аль же дает несколько иное определение:
Тема - это та объективно существующая область общественной жизни, на которую обращена авторская мысль.
· Нам наиболее точным кажется определение О.И.Маркова, хотя все авторы сходятся в том, что, определяя тему сценария надо, прежде всего, ответить
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.