Сценарий как художественно-педагогическая программа

Страницы работы

6 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

БИЛЕТ № 1

ВОПРОС № 2

Сценарий как художественно-педагогическая программа.

Сценарий. Понятие,  структура, характеристика основных элементов.

Исследованием данного вопроса занимались в своих работах: Марков, Маршак, Хализев, Еременко, Фрумкин, Шилов, Аль и т. д.

В основе слова «сценарий» - сцена. Следовательно,

Сценарий – произведение, предназначенное для сцены.

Сценарий – это последовательное изложение того, что должно происходить на сцене, изложение сюжета.

Сценарий,– пишет В. Хализев, это произведение, где наряду с монологами и диалогами персонажей ответственное место занимают словесные или графические изображения того, что зрители увидят на сцене.

Сценарийэто строительство видимых периодов.

Именно такое определение  дают С. В. Шубин и С. М. Студеникина, при этом они  рассматривают сценарий как четвертый самостоятельный род литературы, наравне с эпосом, лирикой и драмой, в котором синтезировались элементы эпоса, лирики и драмы.

Сценарий - это подробная литературная разработка содержания, где конкретно указывается что говорят и как поступают действующие лица, какие художественные произведения исполняются, в какой обстановке происходит действие.

Сценарий предназначен для постановки на сценической площадке. Сценарий рассчитан не на показ, а на рассказ.

Что касается сценария культурно-досуговых программ, то это произведение синтетическое. В нем присутствуют элементы драматургии, но в целом он тяготеет к произведениям эпическим (иногда - к лиро-эпическим), отражает те или иные масштабные явления социальной жизни.

Тем не менее, сценарий  культурно-досуговой программы строится на иных началах, чем пьеса для театра или даже сценарий игрового художественного фильма. Он обычно предполагает изображение значительных социальных событий не через частный конфликт конкретных героев, а по принципу эпического отражения социального конфликта в его масштабном значении.

Марков в своей книге «Сценарно - режиссерские основы художественно-педагогической деятельности клуба » определяет

Сценарий КДП - как художественную программу педагогического воздействия, решающую конкретные педагогические задачи.

Компоненты сценария:

1. Любой сценарий  начинается с творческого замысла, в котором в образно-художественной форме находят отражение глубоко осмысленные автором отдельные факты или целые явления.

На значимость замысла указывал еще великий немецкий поэт Гёте, который отмечал, что в любом произведении искусства, великом или малом, все до последних мелочей зависит от замысла.

Существует множество определений понятия «замысел».

·  А.Д.Жарков и В.М.Чижиков в своём учебнике «Культурно-досуговая деятельность» дают следующее определение замыслу:

Замысел - это движущая пружина в отборе фактов, событий, выразительных средств, он несет в себе логику сценария будущей культурно-досуговой программы, отдельного номера.

·  Так, например Н.Шилов определяет…

Замысел - как «внутреннее представление о будущей драматургической разработке праздничного действия».

·  М.И.Маршак - как «запись особенно интересных форм и деталей будущего сценария, предположения относительно материала».

·  В.С.Еременко же рассматривает…

Замысел - как «представленный в воображении, образно оформленный, композиционно изложенный план будущего произведения».

·  Но нам наиболее полным и правильным кажется определение О.И Маркова:

Замысел - это художественно-образное оформление поставленной педагогической цели в конкретно осязаемой, временной и пространственно-пластической разрешенности.

Замысел, по мнению Маркова, никогда не будет новаторским, подлинно смешным и оригинальным, если в нем не будут отчетливо проступать эстетические пристрастия человека, художника, режиссера.

В основе замысла культурно-досуговой программы, прежде всего, лежит правильное определение темы, то есть тот круг вопросов, который автор хочет затронуть, то, о чем автор хочет поведать, рассказать зрителю. Этот выбор определяется тем, что сценарист считает наиболее интересным и важным, то есть, жизненные явления, которые наиболее адекватно отражают его мировоззрение.

2. Сама  «тема» происходит от греческого слова, буквально означающее «то, что положено в основу».

Существует множество определений понятия «тема»:

·  О.И. Марков понимает под…

«Темой» - круг жизненных интересов, явлений, которые должны быть художественно исследованы в сценарии.

·  А.Д. Жарков и В.М.Чижиков, Г.М.Фрумкин и Н. Шилов понимают под…

Темой то, о чем автор хочет поведать зрителю.

·  Д.И.Аль же дает несколько иное определение:

Тема - это та объективно существующая область общественной жизни, на которую обращена авторская мысль.

·  Нам наиболее точным кажется определение О.И.Маркова, хотя все авторы сходятся в том, что, определяя тему сценария надо, прежде всего, ответить

Похожие материалы

Информация о работе