Становление этнокультурной идентичности школьников в этнообразовательной деятельности

Страницы работы

9 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

© Т.К. Солодухина

Солодухина Т.К. Этнокультурное образование русских школьников в полиэтническом регионе: Учебное пособие к курсу « Педагогика народного художественного творчества». – Москва-Улан-Удэ: Издательско-полиграфический комплекс ВСГАКИ, 2005. - 191 с.

Становление этнокультурной идентичности  школьников в этнообразовательной деятельности

Основные понятия: идентичность, социальная идентичность, этническая, этнокультурная  идентичность.  

Этнокультурная идентичность (от лат. idintifico – отождествляю) - процесс отождествления личности или социальной группы с определенной культурой, культурными символами, ценностями, статусом своего народа, осуществляемый в результате социализации. Этнокультурная идентичность детерминируется конкретными потребностями общества, к каковым на современном этапе можно отнести глобализацию, повышение культурной однородности мира, которые ведут к обострению национальных чувств и возрастанию значения традиционных культурных ценностей для личности. Акцентирование этнокультурной идентичности в современном образовании связано с необходимостью выявления уровня этнических признаний и формирования мировоззренческих установок, ценностных ориентаций, традиций и поведения личности как социально-культурных аспектов, характеризующих нацию.

Вместе с тем система этнокультурной идентификации, предлагаемая школой, зачастую не гибка по отношению к современной российской действительности. Во-первых, она вступает в конфликт с реальным «социальным заказом» родителей и учащихся, их потребностью в образовании, формирующем этничность личности. Соотнесение критериев и норм личностных запросов требует от школы проектировать идеологию модели идентичности «на ходу», что делает ее менее эффективной в смысле воздействия на учащегося и противоречивой. Развитие идентичности, начатое в семье как стартовая идентичность, продолжаемое в поликультурной среде школы без ее продуманной стратегии становления, формируется в третью, гибридную, сконструированную личностью по образу других этнических идентичностей. Во - вторых, проблема обостряется тем, что во многих семьях отсутствует прямая межпоколенная преемственность этнонациональной культуры, происходит утрата народных традиций и обычаев, пренебрежение к    родным ценностям. Все это приводит к тому, что семья перестает быть институтом национального воспитания. В этом кроется определенный драматизм ситуации, поскольку ассимилированное сознание приводит к духовной патологии (стыдливое отношение к тому, что «я русский», критическое отношение к достоинствам нации, ее истории и пр.). В этом плане особое значение приобретает этнокультурное образование, в основе которого лежит приобщение ребенка к ценностям родной культуры, погружение его в мир духовных традиций, пропитанных доблестью и достоинствами русского народа, позволяющих пробудить чувство этнокультурной идентичности.  

Отражение путей становления этнокультурной идентичности в концептосфере личности следует начинать с уточнения ключевых понятий: идентичность, этническая идентичность, этнокультурная идентичность. Этимологический анализ идентичности позволяет выявить ее диалектическую природу. Латинские корни «idem» и «ipse», участвующие в образовании понятия «идентичность», приводят к наложению двух разных значений. Согласно первому это высшая степень сходности, аналогичности, предполагающая неизменяемость во времени. Во втором значении термин «идентичный» связан с понятием «самости», самого себя, что говорит о ее тождественности самой себе и, следовательно, изменчивости. Таким образом, основными характеристиками идентичности выступают постоянство и изменчивость.

Философское осмысление феномена идентичности связано с пониманием ее как нечто, что мы можем определить, когда сравниваем что-нибудь с  тем же самым

Похожие материалы

Информация о работе