Досуг в России в XVI-XIX вв

Страницы работы

Содержание работы

© Н.Ф. Максютин

Максютин Н.Ф. Очерки истории досуга / Н.Ф. Максютин. —2-е стер. изд. — Казань: Медицина, 2003. — 128 с.

5. Досуг в России в XVI-XIX вв.

Почему взят именно этот временной период? Потому, что у автора нет достоверных источников по досугу предшествующих столетий. Потому, что со второй половины XIX в. досуг в России обретает почти современные формы. Потому, что это период ухода одного типа досуга, в том числе на селе, и замены его другим, о котором речь пойдет в следующем очерке.

65

Опять же есть основания рассмотреть досуг эпохи в классовом разрезе, как и было сделано выше по Европе, т.е. досуг церковного сословия, дворянства-боярства, купеческо-ремесленного сословия горожан и непритязательный досуг сельчан. Итак, возлюбленные церковнослужители. По идее, досуга у них нет, ибо все свободное от церковных обязанностей и минимальных потребностей тела время они посвящают молитвам Богу... Увы! Эти нужные обязательства присущи, скорее, монахам-отшельникам, схимникам, а другие служители веры в гости ходили, вино пили, в карты играли, женщин любили, почитывали, пописывали, интриговали.

Церковь, однако, пыталась привлечь внимание людей к своим праздникам. Приблизив даты церковных праздников к традиционным языческим, церковь не сумела изжить того, что было присуще быту и природе человека. Отдав Богу богово, люди предавались языческим с точки зрения церковников забавам.

Немец ужаснулся, наблюдая в конце XVII в. масленичный разгул: "В то самое время, когда всякий с сердечным раскаянием должен был приготовляться к созерцанию страданий Христа, а в то время они заблудшие люди предают свою душу дьяволу... Масленица напоминает мне итальянский карнавал, который в то же время и почти таким же образом отправляется" (цит. по: Снегирев И.М. Русские простонародные праздники и суеверные обряды.— М.,1837-1839.-С.118-119).

Игумен Памфил в 1505 г. писал псковскому наместнику, что в ночь на Иоанна Крестителя весь город будто взбесился: бубны, сопели, пляски, ночью костры жгут. По его доносу можно составить полную картину народного праздника зеленых святок в XVI в. В XVII в. Верхотурьин-ский воевода докладывал, что в канун Рождества и Васильева дня (будущий Новый год) люди накладывают личины и платье скоморошье, водят меж себя кобылку. Еще Нестор отмечал, что в дни церковных праздников храмы пусты, а народ на игрища бесовские сходится. Стоглав в XVI в. объявил, что потехи, пляски и фиглярства на Руси пошли от пришлых скоморохов, чужды Руси, а посему запретил оные. Запрещал игрища, ряжения и пат66

риарх Иоаким в XVII в. Таких запретов и следов борьбы церкви с народным обычаем праздника много. Даже после указа Петра I в 1722 г., разрешившего в дни церковных праздников народные увеселения, ревнители веры на местном уровне боролись с такого рода забавами.

Для привлечения народа в церковь церковнослужители иногда устраивали зрелища, но значительно реже, чем их католические коллеги.

1.  Нравоучительное действо страшного суда: иллюстрируется человеческий грех (пьянство, ряжение, любострастие и т.д.) или добродетель (набожность, почитание старших, любовь к ближнему, щедрость, особенно к церкви),архангелы направляют либо в ад,либо в рай. Скоморохи однозначно отправлялись в ад.

2.  На Рождество устраивали Пещное действо: чудесное избавление богоугодных невинных младенцев вавилонских от язычников халдеев. Халдеи (в образе полусолдат-полушутов) заталкивают младенцев в печь и разводят огонь; младенцы обращаются с молитвой к Богу, прилетает ангел, насылает на халдеев сон, тушит огонь и спасает детей.

Халдеи одурачены, их ждут наказание и избиение. В целях афиширования действа "халдеям" в шутовских одеяниях было дозволено бегать по городу. Пользуясь свободой шутов, они нередко устраивали небезобидные розыгрыши, шутили над степенными обывателями или мужиками.

3. В канун Пасхи практиковалось действо "Шествие на ослята" в память въезда Христа в Иерусалим. На высшем уровне с участием патриарха это происходило так: шествие начиналось от Успенского собора в Кремле; впереди везут установленное на двух санях дерево, увешанное плодами, под которым одетые в белое мальчики поют молитвы, далее следуют юноши с фонарями, кадильницами, иконами, хоругвями; иереи в ризах, бояре и другие сановники; наконец, митрополит (патриарх) на осле, одной рукой поднимая Евангелие, он благословляет публику. Осла ведут ближние бояре, а государь слегка придерживает повод. В провинции роли главных лиц исполняли соответственно епископ и воевода.

67

Кортеж обходил все храмы Кремля, иногда все храмы центра Москвы. Народ собирался посмотреть на первых лиц государства, а при удаче — получить благословение. Это действие утверждало приоритет церковной (божественной) власти над светской. Юный Петр вместе с братом Иваном, побывав в роли поводыря, отменил это действо как в Москве, так и в провинциях. А в остальном о быте и досуге русского духовенства необходимо читать "Соборяне" Н.С.Лескова. Иное дело — сельские попы. Многим из них приходилось добывать пропитание крестьянским трудом, так что досуга у них было мало.

Похожие материалы

Информация о работе