Русалья неделя, следующая через 7—10 дней после Троицы, и праздник Купалы в прошлом отличались временной сексуальной свободой. Парочки убегали от костров в темноту, лес. Церковники упорно писали о распущенности значительной части беснующихся в купальскую ночь девиц. Учитывая суровые нравы XVI—XVIII вв., это могли быть просто поцелуи и объятья. Подборку свидетельств такого рода приводит, в частности, В.Я. Пропп в книге "Русские аграрные праздники" (М,> 1963.—С, 132—134).
Важным компонентом купальских праздников был сбор заговорных трав. Ничего мистического тут нет. Конец июня — время цветения и оптимальный срок сбора лекарственных трав. А разные бормотания и заговоры при приеме отваров из трав — это элементарное внушение, психотерапия в сочетании с гомеопатическими средствами.
Был и совершенно мистический, страшноватый элемент, на который редко кто отваживался: в полночь в одиночку искать цветущий папоротник, исполняющий желания, или разрыв-траву, указывающую путь к кладам.
Местные детали. Еще в XVIII в. городские и сельские жители съезжались в Воронеж как на ярмарку, а по домам готовились, как к празднику в Ярилин день. На месте сбора избирали кого-то и обряжали в шутовские одежды, украшали лентами и в таком наряде под именем Яри-лы он водил по площади пляшущих и поющих людей. В Костроме отмечено шуточное погребение Ярилы под занавес зеленых святок: старик в лохмотьях нес гробик с куклой, а бабы навеселе сопровождали его с причитаниями. В ряде мест проходили русальи игры и проводы русалки. В рукописи XV в. так записан этот эпизод в переводе на современный язык: одни бьют в бубны, другие в рожки и сопели дуют, кто-то надел маски и говорит обид88
ные для человека речи (глумится), а люди, оставив церковь, на этот позор бегут. В иных местах бывало так: водили хоровод вокруг одетого девушкой чучела, потом одни стремились это чучело растерзать, а другие его защищали; в конце концов, растерзанное чучело бросали в воду. Это обряд проводов русалки. Затем можно было купаться в реке без боязни быть увлеченным русалкой.
Надо сказать, что редко где соблюдался весь праздничный период: в разных регионах преобладали свои обычаи. К Спасу, началу страды по покосу и уборке урожая, обычно заканчивались гуляния и развлечения. Запрета не было, но не было и времени для веселья.
Осенний цикл досуга, начинающийся после уборки урожая, не содержит разгульных языческих обрядов. Значительное место в нем занимает праздничный коллективный труд, к формам которого относятся оспожинки, помощи, капустки. Оспожинки. Крестьяне сжинали последний участок барского поля, вязали и обряжали сноп; принаряженные, толпой шли к барскому дому с поздравлениями и величаниями. Здесь их ждал стол с угощением. Сцена такого рода играется в 1-м акте оперы "Евгений Онегин". Помощи — широко распространенный у многих народов обычай взаимопомощи, когда у кого-то из сельчан по каким-либо причинам оказывался неубранным урожай. Несжатая поздней осенью полоска, навеявшая грустные думы Н.А.Некрасову, — редкое исключение из правил сельского житья. Управившись со своим полем, сельчане собираются и сжинают хлеб нуждающего в помощи владельца. Последний устраивает обед и угощение для работавших. Если владельцем полосы была бедная вдова, сельчане вскладчину приносили ей припасы для коллективного обеда. Если не было необходимости в работах такого рода, селяне все равно устраивали коллективные обеды — братчины, ссыпчины. После завершения полевых работ по традиции одним умельцам поручали варить мирское пиво, другим — щи, третьим — печь пироги и шаньги. Собирались всей деревней или улицами в просторном доме или вне его. В обычае было угощение прохожих. Некоторые хитрецы умышленно приглашали на этот день родичей из соседней деревни. (Об устойчивости
89
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.