Детство как социально-культурный феномен

Страницы работы

Фрагмент текста работы

И.И. Клявина

Детство как социально-культурный феномен

Современное развитие общества все более четко обозначает тенденцию увеличения социально-культурной и психологической дистанции между различными поколениями. Два мира – взрослый и детский – как никогда ранее испытывают дефицит в понимании друг друга. Осознание этого факта привлекло внимание современных исследователей к феномену детства.

Мир детства – мир постоянных изменений, рождающий такое явление, как детская субкультура. В.Т. Кудрявцев определяет ее как «особую систему бытующих в детской среде представлений о мире, ценностях, которая складывается отчасти стихийно внутри взрослой культуры и занимает в ней относительно автономное место». Далее ученый утверждает, что детская субкультура рождается на стыке совместных усилий взрослого и детского сообществ. «Свой «исходный материал» – игры, игрушки, мифы, сказки и др., детская субкультура заимствует из культуры взрослых. Однако все эти привнесения из мира взрослых могут считаться и продуктами самой детской субкультуры»(2, с. 99). Но для того, чтобы они приобрели особые социальные, психологические и педагогические функции, дети должны освоить их, включить в специфический смысловой контекст, наделить такими качествами и свойствами, которые не были заложены в них изначально. Только тогда все привнесенное из взрослого мира становится элементом детской субкультуры.

Детская картина мира порождает особенности поведения, сознания и деятельности. Все это фиксируется в детском языке, игровых действиях, фольклоре, служит специфическим средством социализации, инкультурации и интеграции в культуру взрослых. Считается, что «детское мировоззрение – глобально, ему присущ своего рода “космизм”» (2, с. 109). Весь мир в детской картине мира поделен на две неравные половины. С одной стороны, мир взрослых – «мир больших людей», обладающих всеми немыслимыми правами, с другой, – мир детей, которым почти ничего нельзя, потому что «еще рано». Мир детства делится также на «дом» и «не-дом». Огромный мир за пределами родного дома для большинства детей полон опасностей и вызывает страх. Чувство защищенности дает только семья, присутствие матери, безопасное место. Относительная безопасность ассоциируется у детей с замкнутым пространством, любой прорыв в этой замкнутости мыслится ими как потенциальная опасность. Но некорректно говорить о том, что детская картина мира является абсолютно автономной и радикально противоположной взрослой. Ее необходимо рассматривать именно в контексте взрослой картины мира.

Специфичность и определенная автономность любой субкультуры, и детской в том числе, проявляется также и в особой локальной сфере общения субъектов этой субкультуры, в дискретной во времени и пространстве коммуникативной среде, не совсем совпадающей с объемами таких коммуникативных образований, как «социальная среда», «социально-культурная среда» и т.д. Согласно этому пониманию детская субкультура представляет собой в какой-то мере особую социально-возрастную инфраструктуру, создающую наиболее благоприятные условия для организации общения. Это пространство заряжено коммуникативным потенциалом, способным удовлетворять потребность детей разных возрастов в общении. Совокупность социально-коммуникативных институтов, организующих различные виды и формы общения детского сообщества, является коммуникативным пространством детской субкультуры. В то же время наряду с общим коммуникативным пространством детства свои коммуникативные пространства имеют дошкольники, дети младшего

Похожие материалы

Информация о работе