Психологическая диагностика. Методы клинической диагностики

Страницы работы

78 страниц (Word-файл)

Фрагмент текста работы

Слово «экономика», как известно, в переводе с древнегреческого означает «домоводство», «искусство ведения дома». В популярном учебнике «Экономикс» К. Макконела и С. Брю находим такое современное определение этого понятия: экономика это – «общественная наука об использовании ограниченных экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения неограниченных материальных потребностей общества». Ключевые слова здесь – «ресурсы» и «потребности». Они имеют самое прямое отношение к нашей дисциплине, поскольку экономика социально-культурной сферы ставит своей задачей объяснить, каким образом следует, используя все виды ресурсов, обеспечить максимальное удовлетворение общественных потребностей в такой специфической сфере человеческой жизнедеятельности, как культура, где потребности имеют не материальную, а духовную природу. Мы подошли тем самым к уяснению содержания второго компонента в названии изучаемой дисциплины – слова «культура». Большой энциклопедический словарь толкует это понятие следующим образом: «Культура (в переводе с латинского – возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) – исторически определённый уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей в их взаимосвязях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях». Емкое и глубокое определение понятию «культура» дал выдающийся учёный-гуманист ХХ столетия Альберт Швейцер: «Культура – совокупность прогресса человека и человечества во всех областях и направлениях при условии, что этот прогресс служит духовному совершенствованию индивида». Суммируя приведённые суждения, можно заключить, что слово «культура» используется в современной науке в 3-х основных значениях:

1.  в широком смысле – как всеохватывающее явление и процесс, в ходе которого с помощью общественного труда происходит преобразование природы, материальной среды и самого человека;

2.  в узком смысле – как совокупность отраслей духовного производства и воспроизводства, связанная с непосредственным воздействием на человека;

3.  в отраслевом смысле – как отрасль национальной экономики с целой системой внутренних подотраслей (библиотечное и музейное дело, туризм, театрально-концертная деятельность и т.п.).

В настоящем пособии имеется в виду, главным образом, третье, «отраслевое», измерение этого понятия, хотя не исключаются первые два. Культура и экономика в обществе тесно взаимосвязаны. Не только экономика влияет на культуру, определяя уровень её финансового, материального, производственно-технического обеспечения. Культура в свою очередь влияет на экономику через совершенствование производительных сил, интеллектуального, образовательного потенциала людей, занятых в сфере материального производства. Но экономика и культура могут сосуществовать и в гораздо большей взаимосвязи и взаимозависимости, образуя самостоятельную область научного знания, двумя циклами научных дисциплин – экономическим и культурологическим. Экономические отношения пронизывают всю сферу культуры, все виды культурной деятельности. В зависимости от вида культурной деятельности внутри экономики социально-культурной сферы выделяется экономика отдельных подотраслей: экономика библиотечного и музейного

Похожие материалы

Информация о работе