случаях, когда цели деятельности не привлекательны для воспитанников, процесс достижения цели скучен, однообразен, сопряжён с неприятными ощущениями.
Педагогическое руководство приучением включает следующие этапы:
1. Показ образцов действий (за столом, в театре, в гардеробе).
2. Разъяснение – почему нужно делать так, а не иначе. Создание положительного общественного мнения.
3. Контроль и коррекция действий учащегося родителями, учителем и коллективом. Контроль должен быть доброжелательным, но неослабным и строгим, обязательно сочетаться с самоконтролем.
4. Оценка действий и поступков.
5. Поощрение правильных действий и поступков.
В группу методов упражнения входят: поручения, режим, приказание, специальные упражнения, воспитывающие ситуации, игровые ситуации и т.д.
Хорошие результаты даёт метод поручений. Поручения как практические задания создают и расширяют опыт детей в различных видах деятельности, формирует личный опыт ребёнка. Постоянные поручения развивают у ребёнка ответственное отношение к порученному делу, трудолюбие как черту личности. Мастерство воспитателя и результативность поручения во многом зависят от того, насколько удастся воспитателю сформировать общественно ценные мотивы и вызвать интерес ученика к выполнению даваемых поручений, стимулировать потребность к деятельности, самодеятельность и инициативу. Наиболее ценные поручения – те, которые даются детским коллективом и за выполнение которых надо отчитываться перед товарищами. Система общественно-организационных поручений приучает ребёнка жить и работать по законам коллектива, чувствовать свою причастность к конкретным делам общества.
Режим – это метод воспитания, который лежит в основе образования навыков и привычек. Чем строже и определённее режим, тем лучше формируется внутренний динамический стереотип поведения ребёнка.
Метод воспитывающих ситуаций – метод организации деятельности и поведения в специально созданных условиях. Т.е. искусственно создаются ситуации, когда воспитанники вынуждены решать поставленные проблемы, а воспитатель может оценить, в каком состоянии находится коллектив и каждый из его членов на данном этапе, а, следовательно, правильно построить воспитательный процесс. Выделяют такие виды ситуаций как проверочная, воспитывающая, контролирующая, закрепляющая, не предусмотренная воспитанием, но помогающая. Воспитывающая ситуация может создаваться как для целого коллектива, так и для отдельного ребёнка. Но и в том, и в другом случае она даёт положительные результаты только тогда, когда в её основе лежат задачи, решение которых представляет большой интерес для воспитанников.
Методы стимулирования поведения и деятельности детей
В практической педагогической деятельности возможно применение методов, которые усиливают действие на ребёнка тех или иных факторов и приводят к активизации личности воспитуемого, его действий и поступков. Эти методы побуждают ребёнка, дают толчок к действию, стимулируют его. С глубокой древности известны такие методы стимулирования человеческой деятельности как поощрение и наказание. В современной педагогике используются следующие методы: требование, доверие, перспектива
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.