педагогам становятся воздействием, педагогическим методом, связывающим интересное и неинтересное для ребенка. В коллективной игре всегда есть чувство долга и чести, есть межличностные зависимости, которые выступают более ярко, выражаются более страстно, чем вне игры.
Выполнение взятой на себя роли накладывает на ребенка чувство долга как бы изнутри, минуя игровую интригу.
Ребенок-судья, скажем, поступает справедливо не только потому, что этого требует игра, а и потому что к этому требованию добавляется чувство чести. Дети говорят: «…мы его выбрали судьей потому, что он самый честный и справедливый». Значит, несмотря на игровое основание, речь идет о серьезных образованьях нравственного воспитания. Следовательно, игровая форма позволяет воздействовать на воспитанника более активно. Развивать в нем нравственные качества, умения уступать, быть вежливым справедливым и честным сначала в игре со сверстниками, а затем и в жизни.
Существуют некоторые предпосылочные качества, развитие которых чрезвычайно важно для формирования полноценной личности ребенка. Одно из них – детская игривость [23].
Наиболее типичное состояние нормального ребенка – радость жизни, жизнерадостность, переполненность веселой энергией жизни, бьющие через край эмоции. Это состояние проявляется в радостном, игривом настроении, неукротимом стремлении придать игровой характер любой деятельности, даже той, которая вроде требует серьезного отношения. Однако ребенок не играет. Он выполняет то или иное задание с требуемым результатом и вместе с тем переполнен игривостью. Необходимые действия, составляющие ту или иную серьезную деятельность, дополняет игривыми не имеющими к основной деятельности, но придающим ей особую окраску, особый колорит – что-то вроде веселых – жизнерадостных обертков. Можно привести такие примеры:
q Старшая группа. Ира, выполняя обязанности дежурной, идет по группе, пританцовывая; сервируя стол тарелками, плавно разводит руками. Воспитатель: «Ира, ты, что не можешь все делать нормально, как Света?». Света тем временем накрывает стол, понуро свесив голову, движения вялые. С точки зрения общественно принятых норм, все правильно. Ира: «Так она всегда такая скучная».
q Витя и Петя поливают цветы из леек. Витя (широко размахивает лейкой): «Петя, смотри, какую широкую полосу я полил». Петя (поднимая свою лейку как можно выше): «Смотри, дождь льет с неба». Воспитатель: «Мальчики, прекратите! Себя обольете, а цветы не польете».
Игривость – ценное свойство, его не надо специально формировать, оно само рвется из ребенка. Внутренний мир ребенка имеет свои особенности. Он чрезвычайно сложен и включает в себя ряд более частных внутренних миров. Остановимся на описании одного из них – игривом, интимно-шутливом, создаваемом совместными усилиями взрослого и ребенка посредством игры. Природная потребность детей в игре, в шутке, в веселье может сама способствовать становлению этого мира. Но очень многое зависит и от взрослых. В основе интимно-шутливого мира лежит мир реальный, но определенным образом трансформированный, преобразованный. Процесс такой трансформации – процесс творческий, пути его построения многообразны и у каждого ребенка этот мир неповторимый. Особую роль в его построении имеют различные формы обыгрывания взрослыми и детьми обыденных повседневных отношений через игру. В процессе обыгрывания воображаемых ситуаций – прошлых, настоящих, будущих событий, которым придается тот или иной колорит – эти отношения могут приобретать самый разный характер: романтический
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.