Оценивают с помощью определения общественной целесообразности выпуска товаров, четкого определения социального адреса и соответствие товаров определенному ассортименту.
Для большинства товаров степень значимости этих потребительских свойств ниже, чем функциональных. Например, для модной одежды, обуви социальное значение имеет большое значение, но функциональное назначение все же важнее.
Св-ва соц-го назнач-я могут характеризоваться показателями престижности, социальной адресности и морального старения. Престижность качества измеряется условно и определяется социологическим методом путем опроса приоритета и степени значимости товаров для определенных сегментов потребителей.
Социальная адресность может быть измерена не только качественно, но и количественно (например, одежда и обувь для детей определяется размером, конструктивными особенностями, цветом и т. п., для всех детских товаров, включая и питание для детей, устанавливается повышенный уровень показателей безопасности). Моральное старение — снижение степени удовлетворенности потребителей в товаре вследствие изменения и/или появления новых потребностей. Причинами изменения потребностей могут быть повышение качества жизни: материального, социального и/или культурного ее уровня; изменение моды, формирование новых взглядов, вкусов с пом. рекламы, пропаганды и т.д.
Надежность – способность товаров сохранять функциональное назначение в процессе хранения или потребления или эксплуатации в течение установленных сроков.
Показателями надежноститоваров являются:
Безотказность - изделие выполняет заданные функции в течение определенного времени без вынужденных перерывов (возникновение дефектов, из-за которых невозможна или затруднена их дальнейшая эксплуатация).
Долговечность - способность товаров выполнять заданные функции в течение длительного времени до предельного состояния (это относится к одежде, обуви, головным уборам, сложнотехническим товарам).
Показателями долговечности являются срок службы изделия (продолжительность эксплуатации, в течение которой они выполняют свои основные функции), ресурс (предельная возможность эксплуатации товаров, установленная в НД, напр., число часов работы, кол-во включений и выключений) и др.
Ремонтопригодность - способность товаров восстанавливать свои первоначальные свойства после устранения выявленных дефектов с помощью ремонта.
Ремонтопригодные товары - большинство товаров бытовой техники, ТV, автомобили и пр. Ремонтонепригодные товары - не подлежат ремонту - эл.лампочки, батарейки, авторучки одноразового действия и т.п.
Сохраняемость – поддержание первоначальных качественных и количественных характеристик без значительных потерь в теч. определенного срока (присуща потребительским товарам, т.к. хранение – неизбежный этап любого товародвижения). Зависит от структуры или строения материала, химич. состава, защитных покрытий, условий и сроков хранения.
Эргономические свойства способность товаров создавать ощущения удобства, комфорта и наиболее полного удовлетворения потребностей в соответствии с антропометрическими, психическими и психофизиологическими потребностями человека.
Антропометрические свойства — Эти свойства должны создавать комфортность, удобства при потреблении товаров. Наибольшее значение они имеют при оценке качества непродовольственных товаров, особенно одежно-обувных. Поэтому при проектировании и разработке продукции используются данные об антропометрических замерах населения, на основании которых устанавливаются размеры одежды, обуви, головных уборов.
В разных регионах земного шара антропометрические характеристики людей (рост, полнота, объем талии, длина и ширина ступни и др.) неодинаковы. В результате размеры одежды и обуви, производимых в разных странах, не соответствуют друг другу. Так, итальянская, китайская, вьетнамская обувь меньше отечественной при одинаковой маркировке размера. Товароведы и продавцы должны учитывать это и информировать потребителя.
Физиологические свойства — В процессе
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.