ценообразования), в российских условиях она приобрела выраженный внутрироссийский трансрегиональный характер. Обусловлено это тем, что предоставляемое субъектам Федерации НК РФ право понижать ставки зачисляемого в региональные бюджеты налога на прибыль позволяет экономическим агентам перераспределять доходы и расходы между аффилированными лицам, выводя доходы в субъекты Федерации с относительно пониженным уровнем налогообложения прибыли. При этом расходы концентрируются в регионах с относительно повышенным уровнем.
В научной литературе под трансфертным ценообразованием принято понимать способ установления цен в сделках между группой связанных между собой лиц. Указывается, что трансфертное ценообразование возникает только между взаимозависимыми компаниями, которые имеют возможность повлиять на формирование цен на сделки и может осуществляться не только между компаниями, находящимися в разных странах, но и взаимозависимыми лицами, находящимися в рамках одной страны. В свою очередь, легальное определение понятия "трансфертное ценообразование" так и не получило свое закрепление в Законе. Однако из смысла п. 1 ст. 105.3 НК РФ можно заключить, что под ним подразумеваются случаи, когда в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.
Трансфертное ценообразование играет важную роль и в перераспределении доходов взаимозависимых экономических агентов, зачастую существенно влияя на режим налогообложения. Эта проблема в равной мере касается формирования налоговой базы при налогообложении прибыли экономических агентов, а также базы обложения налогом на добавленную стоимость.
Так, с учетом современного распределения налоговых доходов в рамках отечественной бюджетной системы проблемы трансфертного ценообразования при исчислении налога на прибыль в основном характерны для региональных бюджетов. Региональные бюджеты несут потери при использовании налогоплательщиками как межрегионального, так и международного трансфертного ценообразования. При исчислении же налога на добавленную стоимость (НДС) это уже проблема федерального бюджета, которая связана преимущественно с международным трансфертным ценообразованием.
Действующее российское законодательство (положения ст. 40 НК РФ, устанавливающие порядок определения цен для целей налогообложения и возможности их контроля со стороны налоговых органов) вызывает у налоговых органов существенные проблемы при попытках ограничить масштабы трансфертного ценообразования как во внешнеэкономических сделках, так и во внутриэкономических.
Обязанность по доказыванию занижения (завышения) цен по сравнению с рыночными (имеющими место при сделках независимых агентов), по доказыванию факта аффилированности и иных фактов, необходимых для соответствующих судебных решений, возложена на налоговые органы. Усугубляет проблему тот факт, что российская правовая модель
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.