Налоговый контроль за трансфертным ценообразованием: проблемы, новации законодательства и тенденции повышения эффективности

Страницы работы

Фрагмент текста работы

ценообразования), в российских условиях она приобрела выраженный внутрироссийский трансрегиональный характер. Обусловлено это тем, что предоставляемое субъектам Федерации НК РФ право понижать ставки зачисляемого в региональные бюджеты налога на прибыль позволяет экономическим агентам перераспределять доходы и расходы между аффилированными лицам, выводя доходы в субъекты Федерации с относительно пониженным уровнем налогообложения прибыли. При этом расходы концентрируются в регионах с относительно повышенным уровнем.

В научной литературе под трансфертным ценообразованием принято понимать способ установления цен в сделках между группой связанных между собой лиц. Указывается, что трансфертное ценообразование возникает только между взаимозависимыми компаниями, которые имеют возможность повлиять на формирование цен на сделки и может осуществляться не только между компаниями, находящимися в разных странах, но и взаимозависимыми лицами, находящимися в рамках одной страны. В свою очередь, легальное определение понятия "трансфертное ценообразование" так и не получило свое закрепление в Законе. Однако из смысла п. 1 ст. 105.3 НК РФ можно заключить, что под ним подразумеваются случаи, когда в сделках между взаимозависимыми лицами создаются или устанавливаются коммерческие или финансовые условия, отличные от тех, которые имели бы место в сделках, признаваемых сопоставимыми, между лицами, не являющимися взаимозависимыми.

Трансфертное ценообразование играет важную роль и в перераспределении доходов взаимозависимых экономических агентов, зачастую существенно влияя на режим налогообложения. Эта проблема в равной мере касается формирования налоговой базы при налогообложении прибыли экономических агентов, а также базы обложения налогом на добавленную стоимость.

Так, с учетом современного распределения налоговых доходов в рамках отечественной бюджетной системы проблемы трансфертного ценообразования при исчислении налога на прибыль в основном характерны для региональных бюджетов. Региональные бюджеты несут потери при использовании налогоплательщиками как межрегионального, так и международного трансфертного ценообразования. При исчислении же налога на добавленную стоимость (НДС) это уже проблема федерального бюджета, которая связана преимущественно с международным трансфертным ценообразованием.

Действующее российское законодательство (положения ст. 40 НК РФ, устанавливающие порядок определения цен для целей налогообложения и возможности их контроля со стороны налоговых органов) вызывает у налоговых органов существенные проблемы при попытках ограничить масштабы трансфертного ценообразования как во внешнеэкономических сделках, так и во внутриэкономических.

Обязанность по доказыванию занижения (завышения) цен по сравнению с рыночными (имеющими место при сделках независимых агентов), по доказыванию факта аффилированности и иных фактов, необходимых для соответствующих судебных решений, возложена на налоговые органы. Усугубляет проблему тот факт, что российская правовая модель

Похожие материалы

Информация о работе